Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon

Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)





Скачать 85.55 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Дата25.03.2013
Размер85.55 Kb.
ТипМетодические указания
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России


Кафедра внутренних болезней №4


Методические указания к практическим занятиям для студентов

(учебные задания)


ООП специальности 060105 - Медико-профилактическое дело

Дисциплина С-3. Б12. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ


1.ТЕМА №4

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: РАССПРОС, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ.


2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Формирование навыков обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания методами расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и оценка их диагностического значения.


^ 3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Закрепить навыки расспроса больного (паспортные данные, основные жалобы, анамнез заболевания, дополнительный расспрос, анамнез жизни).

3.2. Научиться детализации жалоб, типичных для бронхолегочных заболеваний.

3.3. Закрепить навыки общего осмотра больного.

3.4. Научиться проводить осмотр и пальпацию грудной клетки.

3.5. Овладеть техникой перкуссии.

3.6. Освоить методические приемы проведения сравнительной перкуссии легких.

3.7. Освоить методические приемы проведения топографической перкуссии легких.

3.8. Научиться оценивать данные, полученные при проведении осмотра и пальпации грудной клетки, сравнительной и топографической перкуссии легких; научиться выявлять симптомы бронхолегочных заболеваний.

3.9. Научиться оформлять фрагмент истории болезни по объективному исследованию органов дыхания.


Контролируемые ЗУН (знания, умения, навыки), направленные на формирование профессиональных компетенций

Шифр

Содержание компетенции

Знать

Уметь

Владеть

ПК-20

Способность и готовность к постановке предварительного клинического диагноза


Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая перкуссия легких.

Провести расспрос пациента с патологией органов дыхания. Провести осмотр, пальпацию и сравнительную и топографическую перкуссию грудной клетки.

Методами осмотра, пальпации и сравнительной перкуссии грудной клетки, подсчета частоты дыхательных движений.


4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа


^ 5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: РАССПРОС, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ.

Вопросы к текущим и рубежным контролям:

^ 5.1. ВЫБЕРИТЕ СИМПТОМ, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

a) диффузный цианоз кожи

b) отек лица

c) акроцианоз

d) бледность кожи

e) запах ацетона изо рта

^ 5.2. ОДЫШКА С ЗАТРУДНЕНИЕМ ФАЗЫ ВДОХА НАЗЫВАЕТСЯ:

a) физиологической

b) субьективной

c) инспираторной

d) экспираторной

e) смешанной

^ 5.3. ЗАМЕДЛЕННОЕ ГЛУБОКОЕ ШУМНОЕ ДЫХАНИЕ - ЭТО ДЫХАНИЕ:

a) Чейн-Стокса,

b) Биота,

c) Грокка,

d) Куссмауля,

e) норма.

5.4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ГОЛОСОВОЕ ДРОЖАНИЕ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИ:

a) сравнительной перкуссии легких,

b) топографической перкуссии легких,

c) пальпации грудной клетки,

d) аускультации легких,

e) общем осмотре.

^ 5.5. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ОДНУ ИЗ НОРМАЛЬНЫХ ФОРМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ:

a) гиперстеническая

b) рахитическая

c) паралитическая

d) ладьевидная,

e) воронкообразная

^ 5.6. ОДЫШКА С ЗАТРУДНЕНИЕМ ФАЗЫ ВЫДОХА НАЗЫВАЕТСЯ:

а) физиологической

b) субьективной

c) инспираторной

d) экспираторной

e) смешанной

^ 5.7. ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ С МЕНЯЮЩЕЙСЯ АМПЛИТУДОЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ДЛИТЕЛЬНЫМИ ПЕРИОДАМИ АПНОЭ:

a) инспираторная одышка

b) стридорозное дыхание

c) экспираторная одышка

d) дыхание Чейн-Стокса

e) дыхание Куссмауля

^ 5.8. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ОДНУ ИЗ НОРМАЛЬНЫХ ФОРМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ:

a) астеническая

b) рахитическая

c) паралитическая

d) ладьевидная,

e) воронкообразная

^ 5.9. КАКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ПРИ ОБЩЕМ ОСМОТРЕ БОЛЬНЫХ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ:

a) «сосудистые звездочки»,

b) ксантомы и ксантелазмы,

c) пальмарная эритема,

d) «голова медузы»,

e) «барабанные палочки»

^ 5.10. УСИЛЕНИЕ ГОЛОСОВОГО ДРОЖАНИЯ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ:

а) синдрома эмфиземы легких

b) синдрома очагового уплотнения легочной ткани

c) синдрома бронхиальной обструкции

d) синдрома скопления воздуха в полости плевры

e) синдрома скопления жидкости в полости плевры

^ 5.11. ПЕРКУТОРНЫЙ ЗВУК ПРИ ЭМФИЗЕМЕ ЛЕГКИХ:

a) ясный легочный,

b) металлический,

c) тимпанический,

d) притупленный,

e) абсолютно тупой.

^ 5.12. ПЕРКУТОРНЫЙ ЗВУК ПРИ ПНЕВМОНИИ НАД ЗОНОЙ ПОРАЖЕНИЯ:

а) тимпанический

b) ясный

c) асолютно тупой

d) притупленный

e) коробочный

^ 5.13. ПЕРКУТОРНЫЙ ЗВУК ПРИ СИНДРОМЕ СКОПЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПОЛОСТИ НА СТОРОНЕ ПОРАЖЕНИЯ:

a) ясный,

b) коробочный,

c) металлический,

d) притупленный,

e) абсолютно тупой.

^ 5.14. ПЕРКУТОРНЫЙ ЗВУК ПРИ СИНДРОМЕ СКОПЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПОЛОСТИ НА СТОРОНЕ ПОРАЖЕНИЯ:

a) ясный,

b) коробочный,

c) тимпанический,

d) притупленный,

e) абсолютно тупой.

^ 5.15. КАКОЙ ХАРАКТЕР ПЕРКУТОРНОГО ЗВУКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В НОРМЕ ПРИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРКУССИИ ЛЕГКИХ НАД ВСЕМИ ЛЕГОЧНЫМИ ПОЛЯМИ?:

a) тимпанический,

b) коробочный,

c) ясный легочный

d) притупленный,

e) абсолютно тупой

^ 5.16. ПРИ НАЛИЧИИ КАКОГО ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИТУПЛЕНИЕ ПЕРКУТОРНОГО ЗВУКА:

a) пневмосклероз

b) эмфизема

c) пневмоторакс

d) гидроторакс (в проекции уровня жидкости)

e) кавернозный туберкулез


^ 6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами; решить тестовые задания.

6.2. Провести расспрос больного с детализацией ведущих жалоб:

- кашель – время появления его в течение суток, характер – сухой или влажный, постоянный или периодический, громкий, “лающий”или тихий; если кашель с мокротой – указать ее количество, характер, в какое время суток отделяется;

- кровохарканье - время появления, количество выделяемой крови, цвет ее;

- одышка - инспираторная, экспираторная, смешанная;

- удушье - время возникновения, продолжительность, чем купируется;

- боли в грудной клетке - локализация, характер, интенсивность, продолжительность, иррадиация, связь с актом дыхания, кашлем и положением туловища.

6.3. В анамнезе заболевания выяснить предполагаемую причину, начало (острое, постепенное), последовательность появления симптомов и время первого обращения к врачу, указать проводимое лечение и его эффективность.

6.4. При проведении дополнительного расспроса узнать о всех симптомах, которые могут быть у легочного больного со стороны органов дыхания, в т.ч. нет ли затруднения носового дыхания, чихания, выделений из носа, их количество, характер (водянистые, слизистые, гнойные), запах, частота, насморка, носовые кровотечения (частота, причины появления), ощущение сухости, царапания в горле, охриплость голоса, затруднения и боль при глотании.

6.5. В анамнезе жизни обратить внимание на наличие профессиональных вредностей (запыленность, загазованность воздуха), вредных привычек (курение, алкоголизация), наследственной предрасположенности к развитию заболеваний органов дыхания (бронхиальная астма), на перенесенные в прошлом заболевания легких и плевры (пневмония, плеврит, бронхит, туберкулез), на аллергологический анамнез и материально-бытовые условия (проживание в сыром, плохо проветриваемом и плохо отапливаемом помещении, труд под открытым небом – строительные рабочие и др.).

6.6. Провести общий осмотр больного с целью выявления основных объективных симптомов, характерных для болезней органов дыхания (диффузный цианоз кожи, симптомы “часовых стекол”, “барабанных палочек”).

6.7. Провести осмотр грудной клетки, определив при этом ее форму, симметричность, участие в акте дыхания обеих ее половин, участие вспомогательных мышц и крыльев носа в акте дыхания, тип дыхания, частоту, ритм, глубину.

6.8. Провести пальпацию грудной клетки, определив при этом ее болезненность, эластичность (резистентность), голосовое дрожание, окружность и дыхательную экскурсию грудной клетки.

6.9. Провести сравнительную перкуссию легких в определенной последовательности и строго на симметричных участках:

  • спереди над ключицами, по ключицам, под ключицами, во II межреберье справа по парастернальной линии и IV межреберье по средне-ключичной;

  • сбоку в VI межреберье по средней подмышечной линии;

  • сзади над лопатками, в межлопаточной области на двух уровнях по паравертебральной линии и под лопатками по лопаточной линии. Начинать сравнительную перкуссию следует со здоровой стороны при этом сравнивать перкуторный звук на симметричных участках обеих половин грудной клетки.

6.10. Провести топографическую перкуссию легких, соблюдая правила и последовательность перкуссии:

- определить высоту стояния верхушек правого и левого легкого спереди и сзади;

- определить ширину полей Кренига справа и слева;

- определить нижнюю границу правого и левого легкого последовательно по следующим линиям: спереди – по апрастернальной, по средне-ключичной, сбоку – по передней, средней и задней подмышечной линиям, сзади по лопаточной и околопозвоночной, при этом палец-плессиметр располагать строго в межреберьях, параллельно искомой границе.

- определить подвижность нижнего края правого и левого легкого по средней подмышечной линии.

6.11. Записать в тетрадь полученные данные в виде фрагмента истории болезни и представить преподавателю для проверки.


^ 7. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла;

1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка.


^ 8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

8.1. Основная литература:

  • Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: учебник. – 6-е изд., перер. и доп. - М.: Медицина, 2009. – 656 с.

  • План клинического исследования больного в терапевтической клинике и схема истории болезни: Учебно-методическое пособие для студентов медико-профилактического факультета / Под ред. проф. Н.И.Кустовой. – Екатеринбург: УГМА, 2005.

8.2. Дополнительная литература

  • Планы ведения больных [Электронный ресурс] : Электронное издание. - Версия 1.1. – Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.

  • Российский терапевтический справочник [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа : АСМОК, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. - (РТС).



Учебное пособие составил асс. Цидаева И.А.

Утверждено на заседание кафедры внутренних болезней №4 «____»__________2012г.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита....
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №2)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы