|
Скачать 85.55 Kb.
|
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России Кафедра внутренних болезней №4 Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) ООП специальности 060105 - Медико-профилактическое дело Дисциплина С-3. Б12. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ 1.ТЕМА №4 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: РАССПРОС, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ. 2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование навыков обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания методами расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и оценка их диагностического значения. ^ : 3.1. Закрепить навыки расспроса больного (паспортные данные, основные жалобы, анамнез заболевания, дополнительный расспрос, анамнез жизни). 3.2. Научиться детализации жалоб, типичных для бронхолегочных заболеваний. 3.3. Закрепить навыки общего осмотра больного. 3.4. Научиться проводить осмотр и пальпацию грудной клетки. 3.5. Овладеть техникой перкуссии. 3.6. Освоить методические приемы проведения сравнительной перкуссии легких. 3.7. Освоить методические приемы проведения топографической перкуссии легких. 3.8. Научиться оценивать данные, полученные при проведении осмотра и пальпации грудной клетки, сравнительной и топографической перкуссии легких; научиться выявлять симптомы бронхолегочных заболеваний. 3.9. Научиться оформлять фрагмент истории болезни по объективному исследованию органов дыхания. Контролируемые ЗУН (знания, умения, навыки), направленные на формирование профессиональных компетенций
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа ^ Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: РАССПРОС, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ. Вопросы к текущим и рубежным контролям: ^ a) диффузный цианоз кожи b) отек лица c) акроцианоз d) бледность кожи e) запах ацетона изо рта ^ a) физиологической b) субьективной c) инспираторной d) экспираторной e) смешанной ^ a) Чейн-Стокса, b) Биота, c) Грокка, d) Куссмауля, e) норма. 5.4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ГОЛОСОВОЕ ДРОЖАНИЕ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИ: a) сравнительной перкуссии легких, b) топографической перкуссии легких, c) пальпации грудной клетки, d) аускультации легких, e) общем осмотре. ^ a) гиперстеническая b) рахитическая c) паралитическая d) ладьевидная, e) воронкообразная ^ а) физиологической b) субьективной c) инспираторной d) экспираторной e) смешанной ^ a) инспираторная одышка b) стридорозное дыхание c) экспираторная одышка d) дыхание Чейн-Стокса e) дыхание Куссмауля ^ a) астеническая b) рахитическая c) паралитическая d) ладьевидная, e) воронкообразная ^ a) «сосудистые звездочки», b) ксантомы и ксантелазмы, c) пальмарная эритема, d) «голова медузы», e) «барабанные палочки» ^ а) синдрома эмфиземы легких b) синдрома очагового уплотнения легочной ткани c) синдрома бронхиальной обструкции d) синдрома скопления воздуха в полости плевры e) синдрома скопления жидкости в полости плевры ^ a) ясный легочный, b) металлический, c) тимпанический, d) притупленный, e) абсолютно тупой. ^ а) тимпанический b) ясный c) асолютно тупой d) притупленный e) коробочный ^ a) ясный, b) коробочный, c) металлический, d) притупленный, e) абсолютно тупой. ^ a) ясный, b) коробочный, c) тимпанический, d) притупленный, e) абсолютно тупой. ^ a) тимпанический, b) коробочный, c) ясный легочный d) притупленный, e) абсолютно тупой ^ a) пневмосклероз b) эмфизема c) пневмоторакс d) гидроторакс (в проекции уровня жидкости) e) кавернозный туберкулез ^ 6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами; решить тестовые задания. 6.2. Провести расспрос больного с детализацией ведущих жалоб: - кашель – время появления его в течение суток, характер – сухой или влажный, постоянный или периодический, громкий, “лающий”или тихий; если кашель с мокротой – указать ее количество, характер, в какое время суток отделяется; - кровохарканье - время появления, количество выделяемой крови, цвет ее; - одышка - инспираторная, экспираторная, смешанная; - удушье - время возникновения, продолжительность, чем купируется; - боли в грудной клетке - локализация, характер, интенсивность, продолжительность, иррадиация, связь с актом дыхания, кашлем и положением туловища. 6.3. В анамнезе заболевания выяснить предполагаемую причину, начало (острое, постепенное), последовательность появления симптомов и время первого обращения к врачу, указать проводимое лечение и его эффективность. 6.4. При проведении дополнительного расспроса узнать о всех симптомах, которые могут быть у легочного больного со стороны органов дыхания, в т.ч. нет ли затруднения носового дыхания, чихания, выделений из носа, их количество, характер (водянистые, слизистые, гнойные), запах, частота, насморка, носовые кровотечения (частота, причины появления), ощущение сухости, царапания в горле, охриплость голоса, затруднения и боль при глотании. 6.5. В анамнезе жизни обратить внимание на наличие профессиональных вредностей (запыленность, загазованность воздуха), вредных привычек (курение, алкоголизация), наследственной предрасположенности к развитию заболеваний органов дыхания (бронхиальная астма), на перенесенные в прошлом заболевания легких и плевры (пневмония, плеврит, бронхит, туберкулез), на аллергологический анамнез и материально-бытовые условия (проживание в сыром, плохо проветриваемом и плохо отапливаемом помещении, труд под открытым небом – строительные рабочие и др.). 6.6. Провести общий осмотр больного с целью выявления основных объективных симптомов, характерных для болезней органов дыхания (диффузный цианоз кожи, симптомы “часовых стекол”, “барабанных палочек”). 6.7. Провести осмотр грудной клетки, определив при этом ее форму, симметричность, участие в акте дыхания обеих ее половин, участие вспомогательных мышц и крыльев носа в акте дыхания, тип дыхания, частоту, ритм, глубину. 6.8. Провести пальпацию грудной клетки, определив при этом ее болезненность, эластичность (резистентность), голосовое дрожание, окружность и дыхательную экскурсию грудной клетки. 6.9. Провести сравнительную перкуссию легких в определенной последовательности и строго на симметричных участках:
6.10. Провести топографическую перкуссию легких, соблюдая правила и последовательность перкуссии: - определить высоту стояния верхушек правого и левого легкого спереди и сзади; - определить ширину полей Кренига справа и слева; - определить нижнюю границу правого и левого легкого последовательно по следующим линиям: спереди – по апрастернальной, по средне-ключичной, сбоку – по передней, средней и задней подмышечной линиям, сзади по лопаточной и околопозвоночной, при этом палец-плессиметр располагать строго в межреберьях, параллельно искомой границе. - определить подвижность нижнего края правого и левого легкого по средней подмышечной линии. 6.11. Записать в тетрадь полученные данные в виде фрагмента истории болезни и представить преподавателю для проверки. ^ В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла; 1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка. ^ 8.1. Основная литература:
8.2. Дополнительная литература
Учебное пособие составил асс. Цидаева И.А. Утверждено на заседание кафедры внутренних болезней №4 «____»__________2012г. |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита.... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1) |