Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon

Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)





Скачать 86.49 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Дата25.03.2013
Размер86.49 Kb.
ТипМетодические указания
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ


Кафедра внутренних болезней №4


Методические указания к практическим занятиям для студентов

(учебные задания)


ООП специальности 060201 - Стоматология

Дисциплина С-3. Б4. ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ


1.ТЕМА №3

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: РАССПРОС, ОСМОТР, ПАЛЬПАЦИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ.


2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Формирование навыков обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания методами расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии и оценка их диагностического значения.


3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Закрепить навыки расспроса больного (паспортные данные, основные жалобы, анамнез заболевания, дополнительный расспрос, анамнез жизни).

3.2. Научиться детализации жалоб, типичных для бронхолегочных заболеваний.

3.3. Закрепить навыки общего осмотра больного.

3.4. Научиться проводить осмотр и пальпацию грудной клетки.

3.5. Овладеть техникой перкуссии.

3.6. Освоить методические приемы проведения сравнительной перкуссии легких.

3.7. Научиться оценивать данные, полученные при проведении осмотра и пальпации грудной клетки, сравнительной перкуссии легких; научиться выявлять симптомы бронхолегочных заболеваний.

3.8. Научиться оформлять фрагмент истории болезни по объективному исследованию органов дыхания.


Контролируемые ЗУН (знания, умения, навыки), направленные на формирование профессиональных компетенций ПК-5 и ПК-22


Шифр

Содержание компетенции

Знать

Уметь

Владеть

ПК-5

Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;


План исследования органов дыхания.

Варианты изменения перкуторного звука.

Провести расспрос пациента с патологией органов дыхания. Провести осмотр, пальпацию и сравнительную перкуссию грудной клетки

Методами осмотра, пальпации и сравнительной перкуссии грудной клетки, подсчета частоты дыхательных движений.

ПК-22

Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;


^ Продолжительность занятия 3 часа


4.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал (в соответствии с контрольными вопросами).


4.1. Какие основные жалобы предъявляют пациенты с заболеваниями органов дыхания?

4.2. На какие вопросы следует обратить внимание при сборе анамнеза заболевания и анамнеза жизни у больных с патологией органов дыхания?

4.3. Какие симптомы можно выявить при общем осмотре больного с заболеваниями органов дыхания?

4.4. Какова последовательность осмотра грудной клетки?

4.5. Какова последовательность пальпации грудной клетки?

4.6. Перечислите основные типы грудной клетки при нормальной и патологической формах.

4.7. Перечислите характеристики дыхания, выявляемые пальпаторно.

4.8. Что такое голосовое дрожание и какова методика его выявления?

4.9. Назовите способы и правила перкуссии.

4.10. Какие существуют разновидности перкуторного звука?

4.11. Какова последовательность и методика сравнительной перкуссии легких?

4.12. Каковы патологические изменения перкуторного звука над легкими и их причины?


5. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

5.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами; решить тестовые задания.

5.2. На занятии необходимо ответить на вопросы текущего тестового контроля

5.3. Во время демонстрации преподавателем методики исследования органов дыхания, активно участвовать в работе и делать необходимые записи в тетрадь.

5.4. Провести самостоятельно расспрос больного, с заболеванием органов дыхания с обязательной детализацией типичных жалоб. Собрать анамнез заболевания и жизни (обратив особое внимание на то, с чем связано заболевание, характер течения, перенесенные в прошлом заболевания, профессию, вредные привычки).

5.5. Самостоятельно провести общий осмотр больного, обратив внимание на симптомы, типичные для заболевания органов дыхания.

5.6. Провести осмотр грудной клетки.

5.7. Провести пальпацию грудной клетки.

5.8. Освоить технику перкуссии.

5.9. Провести сравнительную перкуссию легких

5.10. Оценить данные, полученные при осмотре и пальпации грудной клетки, сравнительной перкуссии легких.

5.11. Проанализировать полученные данные и записать их в тетради в виде фрагмента истории болезни;

5.12. В конце занятия отчитаться о проделанной работе преподавателю.


Самостоятельная работа выполняется согласно методическим указаниям, имеющимся в Учебно-методическом пособии по пропедевтике внутренних болезней для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета – С.14-18.


6. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ:

Вопросы к текущим и рубежным контролям:


1. ВЫБЕРИТЕ СИМПТОМ, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

a) диффузный цианоз кожи

b) отек лица

c) акроцианоз

d) бледность кожи

e) запах ацетона изо рта


2. ОДЫШКА С ЗАТРУДНЕНИЕМ ФАЗЫ ВДОХА НАЗЫВАЕТСЯ:

a) физиологической

b) субьективной

c) инспираторной

d) экспираторной

e) смешанной


3. ЗАМЕДЛЕННОЕ ГЛУБОКОЕ ШУМНОЕ ДЫХАНИЕ - ЭТО ДЫХАНИЕ:

a) Чейн-Стокса,

b) Биота,

c) Грокка,

d) Куссмауля,

e) норма.


4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ И ГОЛОСОВОЕ ДРОЖАНИЕ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИ:

a) сравнительной перкуссии легких,

b) топографической перкуссии легких,

c) пальпации грудной клетки,

d) аускультации легких,

e) общем осмотре.


5. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ОДНУ ИЗ НОРМАЛЬНЫХ ФОРМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ:

a) гиперстеническая

b) рахитическая

c) паралитическая

d) ладьевидная,

e) воронкообразная


6. ОДЫШКА С ЗАТРУДНЕНИЕМ ФАЗЫ ВЫДОХА НАЗЫВАЕТСЯ:

а) физиологической

b) субьективной

c) инспираторной

d) экспираторной

e) смешанной


7. ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ С МЕНЯЮЩЕЙСЯ АМПЛИТУДОЙ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ДЛИТЕЛЬНЫМИ ПЕРИОДАМИ АПНОЭ:

a) инспираторная одышка

b) стридорозное дыхание

c) экспираторная одышка

d) дыхание Чейн-Стокса

e) дыхание Куссмауля


8. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ОДНУ ИЗ НОРМАЛЬНЫХ ФОРМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ:

a) астеническая

b) рахитическая

c) паралитическая

d) ладьевидная,

e) воронкообразная


9. КАКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ ВЫЯВЛЯЕТСЯ ПРИ ОБЩЕМ ОСМОТРЕ БОЛЬНЫХ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ:

a) «сосудистые звездочки»,

b) ксантомы и ксантелазмы,

c) пальмарная эритема,

d) «голова медузы»,

e) «барабанные палочки»


10. УСИЛЕНИЕ ГОЛОСОВОГО ДРОЖАНИЯ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ:

а) синдрома эмфиземы легких

b) синдрома очагового уплотнения легочной ткани

c) синдрома бронхиальной обструкции

d) синдрома скопления воздуха в полости плевры

e) синдрома скопления жидкости в полости плевры


11. ПЕРКУТОРНЫЙ ЗВУК ПРИ ЭМФИЗЕМЕ ЛЕГКИХ:

a) ясный легочный,

b) металлический,

c) тимпанический,

d) притупленный,

e) абсолютно тупой.

12. ПЕРКУТОРНЫЙ ЗВУК ПРИ ПНЕВМОНИИ НАД ЗОНОЙ ПОРАЖЕНИЯ:

а) тимпанический

b) ясный

c) асолютно тупой

d) притупленный

e) коробочный


13. ПЕРКУТОРНЫЙ ЗВУК ПРИ СИНДРОМЕ СКОПЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПОЛОСТИ НА СТОРОНЕ ПОРАЖЕНИЯ:

a) ясный,

b) коробочный,

c) металлический,

d) притупленный,

e) абсолютно тупой.


14. ПЕРКУТОРНЫЙ ЗВУК ПРИ СИНДРОМЕ СКОПЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ В ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПОЛОСТИ НА СТОРОНЕ ПОРАЖЕНИЯ:

a) ясный,

b) коробочный,

c) тимпанический,

d) притупленный,

e) абсолютно тупой.


15. КАКОЙ ХАРАКТЕР ПЕРКУТОРНОГО ЗВУКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В НОРМЕ ПРИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРКУССИИ ЛЕГКИХ НАД ВСЕМИ ЛЕГОЧНЫМИ ПОЛЯМИ?:

a) тимпанический,

b) коробочный,

c) ясный легочный

d) притупленный,

e) абсолютно тупой


16. ПРИ НАЛИЧИИ КАКОГО ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРИТУПЛЕНИЕ ПЕРКУТОРНОГО ЗВУКА:

a) пневмосклероз

b) эмфизема

c) пневмоторакс

d) гидроторакс (в проекции уровня жидкости)

e) кавернозный туберкулез


7. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла;

1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка.


8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

8.1. Основная:

Учебники:

  • Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов. / под ред. В.Т.Ивашкина, А.А.Шептулина. – 3-е изд. - М.: «МЕДпресс-информ», 2008. – 240 с.



Учебные пособия:

  • Учебно-методическое пособие по пропедевтике внутренних болезней для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета. / Под ред. Н.И.Кустовой. Екатеринбург, УГМА, 2001, 65 с.

  • Вопросы тестового контроля по внутренним болезням для самостоятельной работы студентов 3 и 4 курсов стоматологического факультета. / Под ред. Н.И.Кустовой. Екатеринбург, УГМА, 2005, 46 с.


8.2. Дополнительная литература

  • Планы ведения больных [Электронный ресурс] : Электронное издание. - Версия 1.1. – Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.

  • Российский терапевтический справочник [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-Медиа : АСМОК, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. - (РТС).



Учебное пособие составил асс. Цидаева И.А.

Утверждено на заседание кафедры внутренних болезней №4 «____»__________2012г.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита....
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №2)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы