Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon

Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)





Скачать 98.7 Kb.
Название Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Дата 22.03.2013
Размер 98.7 Kb.
Тип Методические указания
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ


Кафедра внутренних болезней №4


Методические указания к практическим занятиям для студентов

(учебные задания)


ООП специальности 060201 - Стоматология

Дисциплина С-3. Б4. ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ


1.ТЕМА №15

СИНДРОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ПОЛОСТИ РТА ПРИ НИХ: ДИСПЕПСИИ, ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ, ЖЕЛТУХИ, ПОРТАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ, ПЕЧЁНОЧНО-КЛЕТОЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ.


^ 2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Научиться составлению основных синдромов заболеваний органов пищеварения.


3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Закрепить навыки по методике расспроса и объективного исследования больных с заболеваниями органов пищеварения.

3.2. Научиться оценке данных лабораторных и инструментальных методов исследования органов пищеварения (ФГДС, ФКС, рН-метрия желудочного сока, дуоденальное зондирование, копрологическое исследование, холецистография, пункционная биопсия печени, УЗИ).

3.3. Научиться составлять синдромы заболеваний органов пищеварения (диспепсии, желудочно-кишечного кровотечения, желтухи, портальной гипертензии, печёночно-клеточной недостаточности).


Шифр

Содержание компетенции

Знать

Уметь

Владеть

ПК-5

Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;

Синдромы диспепсии, болевой абдоминальный, желудочно-кишечного кровотечения, желтухи, портальной гипертензии, геморрагическом синдроме. Основные клинические проявления, диагностика. Понятие об основных инструментальных методах исследования органов брюшной полости, их диагностическое значение.

Выявить клинические симптомы, выбрать методы диагностики синдромов диспепсии, болевого абдоминального, желудочно-кишечного кровотечения, желтухи, портальной гипертензии, геморрагического синдрома.


Методикой осмотра полости рта, зева, миндалин, задней стенки глотки, языка, живота. Методикой поверхностной пальпации живота.

ПК-19

способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта;

ПК-22

способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;


4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа


^ 5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: СИНДРОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ПОЛОСТИ РТА ПРИ НИХ: ДИСПЕПСИИ, ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ, ЖЕЛТУХИ, ПОРТАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ, ПЕЧЁНОЧНО-КЛЕТОЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ.

Вопросы:

    1. Нормальное содержание билирубина в сыворотке крови в мкмоль/л:

    1. 1,2 – 12,2

    2. 1,9 – 16,6

    3. 3,4 – 20,5

    4. 5,2 – 23,4

    5. 6,0 – 30,7

    1. Билирубин образуется в клетках ретикуло-Эндотелиальной системы при распаде:

    1. железа

    2. тромбоцитов

    3. гемоглобина

    4. лейкоцитов

    5. эритробластов

    1. Надпеченочная желтуха наблюдается при:

  1. вирусном повреждении печени

  2. действии гемолитических ядов

  3. алкогольном поражении печени

  4. закупорке общего желчного протока камнем

  5. раке поджелудочной железы

    1. Какой симптом входит в синдром подпеченочной (механической) желтухи:

  1. повышение уровня непрямого билирубина

  2. интенсивный кожный зуд

  3. цвет мочи не изменен

  4. асцит

  5. цвет кала темный

    1. Выберите синдром характерный для печеночно-клеточной желтухи:

  1. цвет кожи ярко-желтый, кал периодически обесцвечен, моча темного цвета, гипербилирубинемия с преобладанием прямой фракции

  2. кожа темно-желтого цвета, кал и моча темного цвета, гипербилирубинемия за счет прямой фракции

  3. кожа умеренно-желтого цвета, кал и моча темного цвета, гипербилирубинемия за счет непрямой фракции

  4. слизистая мягкого неба и кожа с «желтушным оттенком», цвет мочи и кала обычный, содержание билирубина в пределах нормы

  5. ксантелазмы на коже век, слизистой оболочке полости рта, цвет мочи и кала не изменен, гиперхолестеринемия, содержание билирубина в сыворотке крови 18,4 мкмоль/л

    1. Билирубин образуется преимущественно:

  1. в печени

  2. в костном мозге

  3. в селезенке

  4. в желчном пузыре

  5. в воротной вене

    1. Явная желтуха выявляется на склерах и слизистой оболочке мягкого неба при уровне билирубина в мкмоль/л:

  1. 20,5

  2. 60,3

  3. 100,4

  4. 120,0

  5. 140,7

    1. Подпеченочная желтуха обусловлена:

  1. повреждением гепатоцитов и желчных капилляров

  2. расстройством функции печени

  3. чрезмерным образованием билирубина

  4. наличием препятствия току желчи из желчных протоков в двенадцатиперстную кишку

  5. нарушением экскреции пигментов

    1. Какой симптом входит в синдром печеночно-клеточной желтухи:

  1. цвет кожи умеренно желтушный

  2. кал обесцвечен

  3. цвет мочи обычный

  4. гипербилирубинемия за счет обеих фракций с преобладанием коньюгированной (прямой)

  5. анемия

    1. Выберите синдром характерный для надпеченочной желтухи:

  1. кожа темно-желтого цвета, кал обесцвечен, моча очень темного цвета, гипербилирубинемия за счет прямой фракции

  2. кожа умеренно-желтого цвета, кал и моча темного цвета, гипербилирубинемия за счет непрямой фракции

  3. умеренная гипербилирубинемия, моча и кал обычного цвета

  4. цвет кожи ярко-желтый, цвет мочи темный, кал периодически обесцвечен, гипербилирубинемия с преобладанием прямой фракции

  5. цвет кожи бледный, моча и кал обычного цвета, протеинурия, гипопротеинемия, гипохолестеринемия

5.11. Для локализации язвы в луковице двенадцати-перстной кишки характерно появление боли:

    1. через 20 – 30 мин. после еды

    2. через 30 – 60 мин.

    3. через 1,5 - 2 часа

    4. через 3 – 4 часа

    5. отсутствие связи появления боли с приёмом пищи.

5. 12. ^ ВИЗУАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ГЛОССИТА («ГЮНТЕРОВСКОГО ГЛОССИТА») ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. выраженный налет на языке

  2. увеличение размеров языка

  3. ярко красный, гладкий «лакированный» язык

  4. отпечатки по краям языка

  5. неправильной формы глубокие язвы языка

5. 13. Наиболее информативным методом диагностики язвенной болезни является:

  1. оценка жалоб больного

  2. объективное обследование пациента

  3. рентгеноскопия желудка

  4. фиброгастродуоденоскопия

  5. исследование желудочной секреции.

5. 14. Наиболее важным фактором риска развития рака желудка является:

  1. курение

  2. алкоголизация

  3. нарушение ритма питания

  4. приём НПВП

  5. наличие Нelicobacter pylori

5.15. При ХРОНИЧЕСКОМ АТРОФИЧЕСКОМ ГАСТРИТЕ СО СТОРОНЫ ПОЛОСТИ РТА ЧАЩЕ ОТМЕЧАЕТСЯ:

  1. повышенное слюноотделение

  2. чувство горечи во рту

  3. наличие афт

  4. наличие налета на языке

  5. увеличение размеров языка

5.16. Для язвенной болезни двенадцатиперстной кишки характерно:

  1. появление боли вскоре после приёма пищи;

  2. упорная изжога;

  3. голодные, ночные боли;

  4. боль в положении лёжа;

  5. иррадиация боли в поясничную область.

5.17. В пользу рака желудка при ФИБРОГАСТРОДУОДЕНОС-КОПИИ свидетельствует:

  1. наличие язвы небольшого размера с ровными контурами;

  2. признаки хронического гастрита с эрозиями в окружности язвы;

  3. крупная язва тела желудка с неровными бугристыми краями;

  4. наличие большого количества лимфоидных фолликулов в антральном отделе желудка;

  5. выявление небольших язв в антральном отделе желудка.

^ 5.18. ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕЧЕНИ ПРИ ОСМОТРЕ ПОЛОСТИ РТА МОГУТ НАБЛЮДАТЬСЯ:

  1. желтушность мягкого неба и нижней поверхности языка;

  2. кровоточивость десен

  3. трещины («заеды») в углах рта

  4. налет на языке желто-коричневого цвета

  5. все перечисленное верно

5.19. При проведении внутрижелудочной рН-метрии для язвенной болезни характернА:

  1. выраженная гиперацидность (рН 0,9-1,2);

  2. нормацидность (рН 1,6-2,2);

  3. умеренная гипоацидность (рН 2,5 -3,5);

  4. выраженная гипоацидность ( рН 3,6-6,0);

  5. анацидность (рН более 6,0).

^ 5.20. ПРОЯВЛЕНИЕМ ГЛОССОДИНИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. чувствительные расстройства языка

  2. увеличение размеров языка

  3. изменение окраски языка

  4. наличие налета на языке

  5. изменение сосочков языка


^ 6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию профессора по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами.

6.2. Самостоятельно провести обследование больного: расспрос об основных жалобах и анамнезе; общий осмотр; осмотр и пальпацию живота; перкуссию и пальпацию печени.

6.3. Провести самостоятельно расспрос больного, с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта с обязательной детализацией жалоб. Собрать анамнез заболевания и жизни (обратив особое внимание на то, с чем связано заболевание, характер течения, перенесенные в прошлом заболевания, ритм и характер питания, профессию, вредные привычки).

6.4. Самостоятельно провести общий осмотр больного, обратив внимание на симптомы, типичные для заболевания органов пищеварения - состояние больного, изменение цвета кожи и слизистых, состояние подкожно-жирового слоя.

6.5. Провести осмотр полости рта. При этом, начинать следует с описания, языка (влажность, окраска, величина, выраженность сосочков, наличие налёта), затем описываются зубы, слизистая дёсен, мягкого и твердого нёба, миндалин, зева.

6.6. Провести осмотр живота в положении больного стоя и лёжа. Обратить внимание на конфигурацию, симметричность, величину, состояние средней линии живота, пупка, наличие расширенных подкожных вен, рубцов, участие в акте дыхания.

6.7. Провести поверхностную пальпацию живота. Обратить внимание на степень напряжения мышц живота, болезненность, увеличение органов, наличие образований, грыж.

6.8. Провести глубокую скользящую методическую пальпацию по Образцову–Стражеско. При проведении этой пальпации обратить внимание на правильное выполнение всех приемов, последовательность исследования отделов толстой кишки (сигмовидная кишка, слепая, конечная часть подвздошной кишки, поперечно-ободочная, восходящая, нисходящая ободочная кишка). При описании каждого отдела указать локализацию, форму, диаметр, консистенцию, подвижность, болезненность, характер, урчание.

6.9. Провести исследование желудка методами пальпации, перкуссии, суккуссии.

6.10. При пальпации печени, кроме правильного выполнения всех методических приемов, обратить внимание на болезненность, состояние нижнего края печени, его плотность, при увеличении печени оценить переднюю поверхность органа.

6.11. Пропальпировать желчный пузырь, определить болевые точки и зоны при поражении желчного пузыря.

6.12. Определить методом перкуссии размеры печени по Курлову.

6.13. Провести пальпацию селезенки в положении лежа на спине и положении по Сали (обратить внимание на правильную укладку больного).

6.14. Перкуторно определить размеры селезенки, измерить длинник и поперечник.

6.15. Провести пальпацию поджелудочной железы, проверить болевые зоны и точки при поражении поджелудочной железы.

6.16. Ознакомиться и оценить результаты лабораторных и инструментальных исследований у курируемого больного.

6.17. Из полученных клинических и лабораторных данных составить синдром(мы) заболеваний органов пищеварения (диспепсии, болевого абдоминального, желудочно-кишечного кровотечения, желтухи, портальной гипертензии, печёночно-клеточной недостаточности).


^ 7. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла;

1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка.


8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

8.1. Основная:

  • Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов медицинских вузов. / Под ред. В.Т.Ивашкина, А.А.Шептулина. – 3-е изд. - М.: «МЕДпресс-информ», 2008. – 240 с.

8.2. Дополнительная:

  • Учебно-методическое пособие по пропедевтике внутренних болезней для самостоятельной работы студентов стоматологического факультета. / Под ред. Н.И.Кустовой. Екатеринбург, УГМА, 2001, 65 с.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита....
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания)
Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) icon Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы