|
Скачать 98.7 Kb.
|
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ Кафедра внутренних болезней №4 Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) ООП специальности 060201 - Стоматология Дисциплина С-3. Б4. ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ 1.ТЕМА №15 СИНДРОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ПОЛОСТИ РТА ПРИ НИХ: ДИСПЕПСИИ, ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ, ЖЕЛТУХИ, ПОРТАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ, ПЕЧЁНОЧНО-КЛЕТОЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ. ^ Научиться составлению основных синдромов заболеваний органов пищеварения. 3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 3.1. Закрепить навыки по методике расспроса и объективного исследования больных с заболеваниями органов пищеварения. 3.2. Научиться оценке данных лабораторных и инструментальных методов исследования органов пищеварения (ФГДС, ФКС, рН-метрия желудочного сока, дуоденальное зондирование, копрологическое исследование, холецистография, пункционная биопсия печени, УЗИ). 3.3. Научиться составлять синдромы заболеваний органов пищеварения (диспепсии, желудочно-кишечного кровотечения, желтухи, портальной гипертензии, печёночно-клеточной недостаточности).
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа ^ Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: СИНДРОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ПОЛОСТИ РТА ПРИ НИХ: ДИСПЕПСИИ, ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО КРОВОТЕЧЕНИЯ, ЖЕЛТУХИ, ПОРТАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ, ПЕЧЁНОЧНО-КЛЕТОЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ. Вопросы:
5.11. Для локализации язвы в луковице двенадцати-перстной кишки характерно появление боли:
5. 12. ^
5. 13. Наиболее информативным методом диагностики язвенной болезни является:
5. 14. Наиболее важным фактором риска развития рака желудка является:
5.15. При ХРОНИЧЕСКОМ АТРОФИЧЕСКОМ ГАСТРИТЕ СО СТОРОНЫ ПОЛОСТИ РТА ЧАЩЕ ОТМЕЧАЕТСЯ:
5.16. Для язвенной болезни двенадцатиперстной кишки характерно:
5.17. В пользу рака желудка при ФИБРОГАСТРОДУОДЕНОС-КОПИИ свидетельствует:
^
5.19. При проведении внутрижелудочной рН-метрии для язвенной болезни характернА:
^
^ 6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию профессора по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами. 6.2. Самостоятельно провести обследование больного: расспрос об основных жалобах и анамнезе; общий осмотр; осмотр и пальпацию живота; перкуссию и пальпацию печени. 6.3. Провести самостоятельно расспрос больного, с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта с обязательной детализацией жалоб. Собрать анамнез заболевания и жизни (обратив особое внимание на то, с чем связано заболевание, характер течения, перенесенные в прошлом заболевания, ритм и характер питания, профессию, вредные привычки). 6.4. Самостоятельно провести общий осмотр больного, обратив внимание на симптомы, типичные для заболевания органов пищеварения - состояние больного, изменение цвета кожи и слизистых, состояние подкожно-жирового слоя. 6.5. Провести осмотр полости рта. При этом, начинать следует с описания, языка (влажность, окраска, величина, выраженность сосочков, наличие налёта), затем описываются зубы, слизистая дёсен, мягкого и твердого нёба, миндалин, зева. 6.6. Провести осмотр живота в положении больного стоя и лёжа. Обратить внимание на конфигурацию, симметричность, величину, состояние средней линии живота, пупка, наличие расширенных подкожных вен, рубцов, участие в акте дыхания. 6.7. Провести поверхностную пальпацию живота. Обратить внимание на степень напряжения мышц живота, болезненность, увеличение органов, наличие образований, грыж. 6.8. Провести глубокую скользящую методическую пальпацию по Образцову–Стражеско. При проведении этой пальпации обратить внимание на правильное выполнение всех приемов, последовательность исследования отделов толстой кишки (сигмовидная кишка, слепая, конечная часть подвздошной кишки, поперечно-ободочная, восходящая, нисходящая ободочная кишка). При описании каждого отдела указать локализацию, форму, диаметр, консистенцию, подвижность, болезненность, характер, урчание. 6.9. Провести исследование желудка методами пальпации, перкуссии, суккуссии. 6.10. При пальпации печени, кроме правильного выполнения всех методических приемов, обратить внимание на болезненность, состояние нижнего края печени, его плотность, при увеличении печени оценить переднюю поверхность органа. 6.11. Пропальпировать желчный пузырь, определить болевые точки и зоны при поражении желчного пузыря. 6.12. Определить методом перкуссии размеры печени по Курлову. 6.13. Провести пальпацию селезенки в положении лежа на спине и положении по Сали (обратить внимание на правильную укладку больного). 6.14. Перкуторно определить размеры селезенки, измерить длинник и поперечник. 6.15. Провести пальпацию поджелудочной железы, проверить болевые зоны и точки при поражении поджелудочной железы. 6.16. Ознакомиться и оценить результаты лабораторных и инструментальных исследований у курируемого больного. 6.17. Из полученных клинических и лабораторных данных составить синдром(мы) заболеваний органов пищеварения (диспепсии, болевого абдоминального, желудочно-кишечного кровотечения, желтухи, портальной гипертензии, печёночно-клеточной недостаточности). ^ В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла; 1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка. 8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ: 8.1. Основная:
8.2. Дополнительная:
|
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита.... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1) |