|
Скачать 65.53 Kb.
|
Содержание
3. Задачи занятия5.Контрольные вопросы по теме 6. Задания и методические указания к их выполнению 7. Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия 8. Литература для подготовки темы |
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России Кафедра внутренних болезней №4 Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) ООП специальности 060105 - Медико-профилактическое дело Дисциплина С-3. Б12. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ 1. ТЕМА №7 МЕТОДЫ ИССЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ: РАССПРОС, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ОБЛАСТИ СЕРДЦА, ПЕРКУСИЯ СЕРДЦА. 2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Научиться проводить расспрос больного с заболеванием сердечно-сосудистой сиситемы. Овладеть такими методами исследования сердечно-сосудистой системы как осмотр и пальпация области сердца, перкуссия сердца как важной составляющей профессиональных компетенций (ПК-20) ^ 3.1. Научить студентов детализировать жалобы, типичные для патологии органов сердечно-сосудистой системы. 3.2. Закрепить навыки сбора анамнеза и общего осмотра больного; 3.3. Освоить методику осмотра и пальпации области сердца, прекуссию сердца с определением границ относительной его тупости. Контролируемые ЗУН (знания, умения, навыки), направленные на формирование профессиональных компетенций
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа ^ Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: МЕТОДЫ ИССЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ: РАССПРОС, ОСМОТР И ПАЛЬПАЦИЯ ОБЛАСТИ СЕРДЦА, ПЕРКУСИЯ СЕРДЦА. Вопросы к текущим и рубежным контролям: 5.1. Выраженная пульсация разлитого верхушечного толчка свидетельствует о гипертрофии:
5.2. При каком пороке сердца определяется ДИАСТОЛИЧЕСКОЕ дрожание в области верхушки сердца («Симптом кошачьего мурлыканья»)?
5.3.Правая граница сердца на уровне второго межреберья образована:
5.4. Расстояние от левой границы относительной тупости сердца, расположенной в пятом межреберье, до передней срединной линии тела ОБычно равно:
5.5.Величина поперечника сосудистого пучка на уровне второго межреберья в норме составляет:
5.6. Чем образован верхушечный толчок?
5.7.Определяемая при пальпации пульсация сердечного толчка свидетельствует о гипертрофии:
5.8. Левая граница сердца на уровне третьего межреберья образована:
5.9.В норме расстояние от правой границы относительной тупости сердца в четвёртом межреберь до передней срединной линии тела равно:
5.10.Перкуссию границ относительной тупости сердца следует начинать с:
^ 6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию профессора по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами. 6.2. На занятии, во время демонстрации преподавателем методики исследования сердечнососудистой системы больного, активно участвовать в работе и делать необходимые записи в тетрадь. 6.3. Провести расспрос больного с детализацией жалоб, типичных для заболеваний сердечно-сосудистой системы:
6.4. В анамнезе заболевания выяснить предполагаемую причину заболевания, последовательность появления симптомов, время первого обращения к врачу; проводимое лечение и его эффективность. 6.5. При дополнительном расспросе выявить все симптомы, которые могут быть у больного с заболеванием сердечно-сосудистой системы. 6.6. В анамнезе жизни обратить внимание на перенесенные заболевания, особенно на частые ангины, ревматизм, дифтерию, сифилис. Выявить наличие неблагоприятных бытовых условий (пребывание в сыром и холодном помещении, нервно-психические перенапряжения, малоподвижный образ жизни, переедание, профессиональные вредности), вредных привычек (алкоголизация, курение). Подробно расспросить больного о наличии у его родственников заболеваний сердечно-сосудистой системы (ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, ревматизма, врожденных пороков сердца и других). У женщин выяснить, как протекали беременность, роды, климакс, не было ли связи настоящего заболевания с названными периодами жизни. 6.7. Провести общий осмотр больного с целью выявления основных объективных симптомов, характерных для болезней сердца. Оценить состояние, определить положение больного, обратить внимание на цвет кожи (facies mitralis, акроцианоз, бледность кожи, симптом “барабанных палочек”, наличие отеков, асцита). 6.8. Осмотреть и пропальпировать область сердца. При осмотре обратить внимание на наличие сердечного горба, патологической пульсации у основания сердца, в области сердечного толчка, эпигастральной области, наличие верхушечного толчка. Пальпацию области сердца начинать с исследования верхушечного толчка и описания его свойств: локализации, площади, высоты, резистентности (силы), ритмичности, равномерности. Пропальпировать II-е межреберье у правого и левого края грудины (сосудистый пучок), III-IV-е межреберье у левого края грудины (сердечный толчок) с целью выявления патологических пульсаций, симптома “кошачьего мурлыканья”. 6.9. Провести перкуссию, определить границы относительной тупости (в каждом межреберье, справа и слева, в см от серединной линии тела), поперечник сердца, ширину сосудистого пучка, конфигурацию сердца. 6.10. Записать полученные данные в тетрадь в виде фрагмента истории болезни и представить его преподавателю для проверки. ^ В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла; 1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка. ^ 8.1. Основная литература:
8.2. Дополнительная литература
Учебное пособие составила асс. Золотарева Е.Б. Утверждено на заседании кафедры внутренних болезней №4 «____»__________2012г. |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита.... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1) |