|
Скачать 76.83 Kb.
|
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздрава России Кафедра внутренних болезней №4 Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) ООП специальности 060105 - Медико-профилактическое дело Дисциплина С-3. Б12. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ 1.ТЕМА №5 АУСКУЛЬТАЦИЯ ЛЕГКИХ. ОСНОВНЫЕ И ПОБОЧНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ШУМЫ. 2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование навыка обследования пациентов методом аускультации легких и оценка его диагностического значения. ^ : 3.1. Освоить методику аускультации легких. 3.2. Научиться различать основные дыхательные шумы – везикулярное и бронхиальное дыхание. 3.3. Научиться определять и дифференцировать побочные дыхательные шумы. 3.4. Научиться определять бронхофонию. 3.5. Научиться оценивать данные, полученные при проведении аускультации легких. 3.6. Научиться выявлять симптомы бронхолегочных заболеваний методом аускультации легких. 3.7. Научиться оформлять фрагмент истории болезни по объективному исследованию органов дыхания. Контролируемые ЗУН (знания, умения, навыки), направленные на формирование профессиональных компетенций
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ - 3 часа ^ Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал по теме: АУСКУЛЬТАЦИЯ ЛЕГКИХ. ОСНОВНЫЕ И ПОБОЧНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ШУМЫ. Вопросы к текущим и рубежным контролям: ^ a) шум трения плевры b) амфорическое дыхание c) везикулярное дыхание d) хрипы e) крепитация 5.2. ОДЫШКА, ОТСТАВАНИЕ БОЛЬНОЙ ПОЛОВИНЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ В АКТЕ ДЫХАНИЯ, АБСОЛЮТНАЯ ТУПОСТЬ ПРИ ПЕРКУССИИ И ОТСУТСТВИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ШУМОВ НА СТОРОНЕ ПОРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ: а) синдрома скопления воздуха в полости плевры b) синдрома очагового уплотнения легочной ткани c) синдрома скопления жидкости в полости плевры d) синдрома эмфиземы e) синдрома бронхиальной обструкции ^ a) заполнение альвеол воспалительным экссудатом b) наличие мокроты в бронхах, c) накопление в плевральной полости жидкости d) накопление в плевральной полости воздуха e) воспаление плевры ^ a) наличием экссудата в бронхиолах ; b) бронхиальной обструкцией; c) разлипанием стенок альвеол, смоченных экссудатом; d) скоплением жидкости в полости плевры; e) поражением париетальной плевры. ^ a) характер патологического процесса; b) длительность существования патологического процесса; c) наличие и степень выраженности интоксикации; d) локализацию патологического процесса в системе бронхиального дерева; e) локализацию патологического процесса в системе органов дыхания; ^ a) шум трения плевры b) амфорическое дыхание c) бронхиальное дыхание d) хрипы e) крепитация ^ а) синдрома очагового уплотнения легочной ткани b) повышенного содержания воздуха в легочной ткани c) скопления воздуха в полости плевры d) скопления жидкости в полости плевры e) образования полости в легком ^ a) заполнение альвеол воспалительным экссудатом b) бронхиальная обструкция, c) накопление в плевральной полости жидкости d) накопление в плевральной полости воздуха е) воспаление плевры ^ a) бронхореей; b) бронхиальной обструкцией; c) разлипанием стенок альвеол, смоченных экссудатом; d) распадом легочной ткани; e) поражением париетальной плевры. ^ a) синдром скопления жидкости в полости плевры b) синдром скопления воздуха в полости плевры c) синдром очагового уплотнения легочной ткани d) синдром бронхиальной обструкции e) синдром эмфиземы легких ^ 6.1. При подготовке к выполнению самостоятельной работы на занятии рекомендуется дома внимательно проработать материал учебника и лекцию по теме занятия в соответствии с контрольными вопросами; решить тестовые задания. 6.2. На занятии необходимо ответить на вопросы текущего тестового контроля 6.3. Во время демонстрации преподавателем методики аускультации легких активно участвовать в работе и делать необходимые записи в тетрадь. 6.4. Провести аускультацию легких у двух – трех здоровых людей, соблюдая при этом правила аускультации: - выслушивать больного в положении стоя и сидя, грудная клетка его должна быть обнажена; - выслушивать легкие в симметричных участках справа и слева, начиная с передней поверхности (в надключичных ямках, под ключицами, во II–м межреберье по парастернальной линии, в IV-м межреберье по срединно-ключичной). Сбоку провести аускультацию в подмышечных впадинах, в IV-м, в VI-м, и в VII-м межреберьях по средней подмышечной линии. Заднюю поверхность выслушивать над лопатками, в межлопаточной области на трех уровнях по паравертебральным линиям и под лопатками по лопаточным линиям на двух уровнях: 7 и 10 межреберья. В каждой точке следует выслушивать фазу вдоха и выдоха и лишь после этого переставлять стетоскоп в другую точку. При аускультации легких здоровых людей обратить внимание на места наилучшего выслушивания везикулярного (над ключицами, во II-м и IV-м межреберьях спереди, в IV-м, VI-м межреберьях сбоку, под лопатками сзади) и бронхиального дыхания (над гортанью, над рукояткой грудины спереди и на уровне III, IV грудных позвонков в межлопаточной области). 6.5. Провести аускультацию двух-трех больных с различными заболеваниями органов дыхания, придерживаясь указанных выше правил аускультации. Вначале обратить внимание на основные дыхательные шумы (везикулярное, бронхиальное дыхание), затем выслушать и охарактеризовать добавочные дыхательные шумы (хрипы: сухие или влажные; крепитация, шум трения плевры), определить их локализацию. Для выявления хрипов менять положение больного и просить его покашлять. 6.6. Отдифференцировать дополнительные шумы, пользуясь определенными приемами (Приложение 1). 6.7. У больных с заболеваниями органов дыхания определить бронхофонию, сравнив данные в области патологического процесса и на симметричном участке. С этой целью попросить больного произнести слова, содержащие шипящие звуки (Ч и Ш): “чашка чая”, и выслушать с помощью фонендоскопа. Оценить полученные данные. 6.8. Записать результаты аускультации в тетрадь в виде фрагмента истории болезни. Отчитаться перед преподавателем о проведенной работе, участвуя в обсуждении курированных больных, и предъявить записи в тетради. ^ В течение занятия студент может заработать минимум – 1 балл, максимум – 1,5 балла; 1 балл – положительный ответ на письменное задание; 0,5 балл – положительный устный ответ или демонстрация практического навыка. ^ 8.1. Основная литература:
8.2. Дополнительная литература
Приложение №1 к выполнению задания 6.6. Дифдиагноз дополнительных шумов
Учебное пособие составил асс. Цидаева И.А. Утверждено на заседание кафедры внутренних болезней №4 «____»__________2012г. |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр, пальпация грудной клетки. Сравнительная перкуссия... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Сбор анамнеза, проведение общегоосмотра, исследование органов пищеварения и мочевыделения. Самостоятельная... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование органов дыхания: расспрос, осмотр и пальпация грудной клетки. Сравнительная и топографическая... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Клинический анализ крови в норме и при патологии. Основные биохимические показатели крови и их клиническое... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки. Способы выявления асцита.... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Методы исседования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: расспрос, осмотр и пальпация... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Исследование пищеварительной системы: расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация живота, исследование... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Основные клинические синдромы при бронхобструктивных заболеваниях: синдром бронхиальной обструкции,... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов (учебные задания) Синдромы заболеваний органов пищеварения и состояние полости рта при них: диспепсии, желудочно-кишечного... |
![]() |
Методические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов (модуль №1) |