Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии icon

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии





НазваниеМетодические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии
страница1/6
Дата21.03.2013
Размер1.75 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
ГОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»


КАФЕДРА УРОЛОГИИ


«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

ГОУ ВПО УГМА Росздрава, профессор


___________________Н.С.Давыдова


«____»_______________2011 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К ЗАНЯТИЯМ ПО УРОЛОГИИ


г. Екатеринбург, 2011 г.


.


Методические рекомендации составлены в соответствии с программой ГОС ВПО

по специальности – «лечебное дело» 2000 г. и программой по урологии ГОУ

«Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному и

фармацевтическому образованию» для медицинских вузов 1997г.


Рекомендации составлены: заведующим кафедрой урологии, д.м.н., профессором

В.Н.Журавлевым; д.м.н., профессором И.В.Баженовым, д.м.н., профессором А.В.Зыряновым, доцентом кафедры урологии, к.м.н. В.И.Мирошниченко; доцентом

кафедры урологии, к.м.н. И.В. Борзуновым.

Рецензенты: д.м.н., профессор В.В. Ходаков и д.м.н., профессор С.А. Чернядьев


Методические рекомендации утверждены и одобрены к изданию Центральной методической комиссией ГОУ ВПО УГМА «_______» «_____________» 2011 г


ВВЕДЕНИЕ


Урология – медицинская специальность, изучающая причины, патогенез, диагностику и лечение заболеваний мочеполовой системы и патологических процессов в забрюшинном пространстве.

Основной задачей преподавательской миссии - воспитать выпускника ГОУ ВПО УГМА Росздрава высококультурным, образованным и высоконравственным врачом. Дать студентам основные положения урологии по различным нозологическим формам,

а также научить минимальному объему практических умений, необходимых для обследования и курации урологических больных, применяя современные технологии диагностики и лечения. Перед высшей школой стоит задача формирования специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие знания, обстоятельную практическую подготовку и компетенцию.

Согласно квалификационной характеристике врача по специальности 060101-

«лечебное дело», 060103 «педиатрия», 060104 «медико-профилактическое дело»,

утвержденной министерством здравоохранения Российской федерации и министерством

образования Российской федерации 2000 года и управлением учебных заведений

Минздрава Р.Ф. от 1997 года. Специалист любого профиля этой специальности должен

знать наряду со многими вопросами клинико-лабораторные симптомы хирургических

заболеваний и синдромы проявляющиеся в указанной симптоматике, а также тактику

ведения больных при ней основные этапы и методику операций должен уметь проводить

дифференциальную диагностику заболеваний, правильно решать вопрос о месте и

тактике дальнейшего лечения, оказывать неотложную и экстренную помощь при

неотложных состояниях, уметь ассистировать на экстренных операциях.

Рекомендации предназначены помочь студентам для подготовки к занятиям.

При составлении рекомендаций особое значение придавалось поэтапным действиям

диагностического поиска для выяснения природы заболевания и целенаправленным

лечебным мероприятиям. Пособие поможет студентам осуществлять контроль

за самоподготовкой к практическим занятиям.

Методические рекомендации предназначаются для самостоятельной подготовки

студентов IV курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов и V

курса медико-профилактического факультета к практическим занятиям по урологии.

В рекомендациях изложены темы семи практических занятий, каждое из которых рассчитано на 4 академических часа. В разработках указаны цели и задачи практического занятия, включены основные разделы изучаемой темы, а в ситуационных задачах с ответами и без них приводятся примеры из клинической практики.

Методические рекомендации помогут студентам легче усвоить материал разбираемых тем, а преподавателям выяснить степень подготовленности студентов к занятиям и корректировать их с меньшей затратой учебного времени. Карты курации (истории болезни) представленные в методических рекомендациях облегчат студентам освоить

практические навыки у постели урологического больного.

Методические рекомендации позволяют студентам определить необходимый объем теоретических знаний и практических умений по урологии, которыми должны овладеть студенты, предусматривает преемственность знаний смежных теоретических и клинических дисциплин. В методические рекомендации включены современные методы диагностики (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, радиоизотопные методы исследования и др.) и современные методики лечения урологических заболеваний.


По каждой теме практических занятий выделено определенное количество учебных элементов, которые должен усвоить студент в процессе самостоятельной работы.

Учебные элементы представлены в виде логической последовательности с учетом современных критериев по освоению знаний, умений и формирования компетенции в вопросах изучения урологии.

С целью улучшения подготовки студентов к работе с больными даны ситуационные задачи, в которых отражено логическое мышление клинициста в реальных профессиональных условиях. Тестовый контроль создан для проверки знаний.

Большая роль в урологической практике отведена вопросам этики и деонтологии. Авторы подчеркнули в методических рекомендациях этот раздел этики и деонтологии при работе с урологическими больными.

Данные рекомендации помогут студентам более целенаправленно организовать самостоятельную работу.


^ ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА УРОЛОГИИ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ


- Диагностические лечебные цели основных методов инструментального

исследования урологического больного.

- Суммарные и раздельные функциональные почечные пробы.

- Роль цистоскопии в установлении источника кровотечения в момент

гематурии, в выявлении причин дизурии (камень, опухоль, туберкулез и т.д.)

- Значение катетеризации мочеточника как окончательного лечебного пособия при купировании почечной колики.

- Роль хромоцистоскопии в дифференциальной диагностике почечной колики с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости.

  • Значение двусторонней катетеризации почечных лоханок для установления вида анурии.

  • Значение катетеризации почечных лоханок для лечения острого гестационного пиелонефрита.

  • Рентгеноанатомию мочевой системы.

  • Последовательность рентгенологического исследования при подозрении на заболевание почек и мочевого пузыря.

  • Диагностические возможности обзорной урографии и рентгеноконтрастных методов исследования.

  • Современные рентгеноконтрастные препараты, применяемые для изображения мочевых путей (урография).

  • Показания и противопоказания к различным методам контрастного исследования мочевой системы.

  • Показания к современным радиоизотопным и ультразвуковым методам исследования органов мочеполовой системы и их диагностические возможности.

  • Факторы, способствующие камнеобразованию в почках и классификация мочевых камней.

  • Клинические признаки мочекаменной болезни.

  • Методы диагностики мочекаменной болезни.

  • Осложнения мочекаменной болезни.

  • Методы купирования почечной колики.

  • Показания к консервативному лечению и его методы (диетотерапия, медикаментозное лечение, инструментальное, литолиз).

  • Особенности клиники, диагностики и лечения камней мочевого пузыря.

  • Разделение злокачественных новообразований почки на опухоли почечной паренхимы и опухоли почечной лоханки.

  • Клиническую симптоматологию опухоли почки:

а) ренальные симптомы

б) экстраренальные симптомы.

  • Принципиальные различия в диагностике и лечении рака почечной паренхимы и рака лоханки.

  • Клинические проявления опухолей мочевого пузыря.

  • Особенности инструментальной и рентгенологической диагностики опухолей мочевого пузыря.

  • Виды оперативных пособий при опухолях мочевого пузыря.

  • Принципы комбинированной терапии новообразований мочевого пузыря.

  • Мероприятия, направленные на раннее выявление рецидива заболевания.

  • Клинические проявления аденомы и рака предстательной железы.

  • Идентификацию стадий аденомы предстательной железы.

  • Осложнения ДГПЖ и рака предстательной железы.

  • Диагностика аденомы предстательной железы (ДГПЖ).

  • Лечение ДГПЖ в зависимости от стадии заболевания.

  • Оказание помощи при острой задержке мочи.

  • Особенности диагностики (биопсия простаты) и лечения рака простаты (эстрогенотерапия, кастрация).

  • Основные факторы этиопатогенеза пиелонефрита.

  • Классификацию пиелонефрита.

  • Клиническую симптоматологию острого и хронического, необструктивного и обструктивного пиелонефрита.




  • Значение лабораторных методов исследования в диагностике пиелонефрита.

  • Признаки пиелонефрита по данным рентгенологических и радиоизотопных исследований.

  • Лечебные мероприятия при остром и хроническом пиелонефрите. Показания к оперативному лечению.

  • Принципы антибактериальной терапии урологических больных.

  • Механизм развития нефрогенной гипертонии при вазоренальной, паренхиматозной и смешанной ее формах.

  • Врожденные и приобретенные причины нефрогенной гипертонии.

  • Особенности клинического течения вазоренальной, паренхиматозной форм нефрогенной гипертонии.

  • Диагностику заболевания (лабораторную, рентгенологическую, инструментальную). Методы лечения различных видов нефрогенной гипертонии.

  • Классификацию туберкулеза почек.

  • Особенности клинической симптоматологии туберкулеза органов мочеполовой системы.

  • Принципы лабораторной диагностики мочеполового туберкулеза.

  • Последовательность рентгенологического обследования и рентгенологические признаки мочеполового туберкулеза.

  • Показания к консервативному и оперативному лечению мочеполового туберкулеза.

  • Принципы диспансерного наблюдения больных туберкулезом органов мочеполовой системы.

  • Классификацию аномалий развития почек и мочеточников.

  • Способы диагностики аномалий развития почек и мочеточников.

  • Показания к экскреторной урографии, цистографии и восходящей уретеропиелографии при подозрении на аномалии развития почек и мочеточников.

  • Осложнения аномалий почек и мочеточников.

  • Показания к хирургическому лечению больных с аномалиями почек и мочеточников, оптимальный возраст для оперативного вмешательства.

  • Виды аномалий развития мочеиспускательного канала у мальчиков и девочек.

  • Виды аномалий развития, проявляющихся инфравезикальной обструкцией.

  • Клинику инфравезикальной обструкции у детей младшего возраста. Способы диагностики нарушений уродинамики на уровне шейки мочевого пузыря и задней уретры.

  • Сроки оперативного лечения детей с аномалиями развития мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

  • Преренальные, ренальные и постренальные факторы ОПН.

  • Патогенез ОПН.

  • Стадии ОПН, их клинические проявления.

  • Стадии ХПН, их клиническую характеристику.

  • Методы лечения ОПН.

  • Методы лечения ХПН.

  • Классификацию повреждений почки.

  • Клиническую симптоматологию травм почек и методы диагностики.

  • Показания к оперативному и консервативному лечению повреждений почки.

Классификацию повреждений мочевого пузыря.

  • Симптомы и методы диагностики вне- и внутрибрюшинных разрывов мочевого пузыря.

  • Патогенез повреждений мочеиспускательного канала.

  • Клинику и диагностику разрывов уретры.

  • Принципы оперативного лечения повреждений уретры.

  • Клиническое течение, диагностику и лечение циститов.

  • Дифференциальную диагностику цистита и цисталгии.

  • Клинику, диагностику и методы лечения гидроцеле.

  • Клинические проявления, методы диагностики и лечения острого эпидидимита и острого простатита.

  • Клинику, диагностику, лечение фимоза и парафимоза.



^ ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА УРОЛОГИИ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ


  • Выполнять катетеризацию мочевого пузыря на фантоме различными видами катетеров.

  • Выполнять катетеризацию мочевого пузыря больным резиновым катетером.

  • Определить показания, выполнять УЗИ почек.

  • Интерпретировать различные цистоскопические картины (на фантоме и в атласе).

  • Интерпретировать результаты радиоизотопных методов исследования функциональной способности почек.

  • На обзорной урограмме определять контуры почек, линию края поясничной мышцы, тени истинных мочевых конкрементов и ложных (флеболиты, обызвествленные лимфоузлы и др.).

  • Определить показания, произвести экскреторную урографию и расчет необходимого количества вводимого контрастного вещества с учетом массы тела пациента.

  • Определить показания, провести ретроградную, в том числе микционную цистографию.

  • Оказать первую помощь при аллергической реакции к йодсодержащим рентгеноконтрастным препаратам.

  • Интерпретировать рентгенограммы при контрастных методах исследования (экскреторная урография с ее модификациями, ретроградная уретеропиелография, почечная артериография, различные модификации цистографии, уретрографии).

  • Оценивать раздельную функцию почек и характер патологического процесса по результатам радиоизотопных и ультразвуковых методов исследования.

  • Собирать анамнез, проводить объективные обследования, оценивать данные лабораторного исследования мочи и крови у больного с мочекаменной болезнью.

  • При наличии у больного острой боли в животе проводить дифференциальную диагностику, направленную на подтверждение или исключение почечной колики, с учетом умений, приобретенных на занятиях “ Клиническая оценка симптомов у урологических больных”.

  • Купировать почечную колику.

  • По внешнему виду самостоятельно отходящих мочевых конкрементов определять их преимущественный химический состав.

  • Определять последовательность рентгенологических, радиоизотопных

и ультразвуковых методов исследования при подозрении на мочекаменную болезнь.

  • Оценивать состояние мочевых путей, идентифицировать тени мочевых

конкрементов на обзорном снимке мочевой системы, экскреторных урограммах, ретроградной уретеропиелограмме (пневмопиелограмме), цистограмме.

  • Определять показания к операции (плановой или срочной) и

консервативному лечению.

  • Пальпировать и перкутировать опухоль почки.

  • Находить на урограммах и КТ-граммах признаки, характерные для опухоли почки.

  • Определять варикоцеле.

  • Проводить бимануальную пальпацию опухолей мочевого пузыря.

  • Находить на цистограммах и урограммах симптомы, характерные для опухоли мочевого пузыря (различать дефект контура, дефект наполнения, дилятацию верхних мочевых путей).

  • На фантомах мочевого пузыря определять цистоскопическую картину опухолей.

  • Пальпировать и перкутировать мочевой пузырь.

  • Проводить пальцевое ректальное исследование предстательной железы.

  • Интерпретировать на УЗИ, цистограммах ДГПЖ простаты.

  • Проанализировать показатели PSA (простато-специфического антигена) и результаты ТРУЗИ (трансректального ультразвукового исследования) предстательной железы.

  • Находить метастазы рака простаты в костях на рентгенограммах.

  • Выявлять скрытую лейкоцитурию.

  • Интерпретировать результаты бактериологического исследования мочи. Применять рентгенологические методы исследования для диагностики острого и хронического пиелонефрита.

  • Определять принципы лечебной тактики при остром, в том числе гестационном пиелонефрите.

  • Выписать рецепты на наиболее часто применяемые препараты в лечении воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы - нитроксолин (5-НОК), фуразолидон, невиграмон и др.

  • Наметить план обследования больного с подозрением на нефрогенную гипертензию.

  • Производить аускультацию области проекции почечных артерий для выявления патологических шумов.

  • Измерять артериальное давление в различных положениях тела больного (стоя, лежа, после физической нагрузки).

  • Выявлять на урограммах изменения, характерные для нефрогенной

  • гипертонии.

  • Определять причину нефрогенной гипертонии по данным сосудистых изменений почек.

  • По характерным признакам анализа мочи, анамнеза и клинических проявлений заподозрить туберкулез мочеполовой системы.

  • При пальпации мужских половых органов определять характерные для туберкулеза изменения.

  • По данным обзорной урографии отличать участки обызвествления (петрификаты) от почечных конкрементов.

  • Распознавать деструктивные формы туберкулеза почек на экскреторной и ретроградной пиелограммах.

  • Пальпировать почки при дистопии, поликистозе, солитарных кистах, определять их консистенцию, подвижность.

  • Заподозрить аномалию почек у больных с пальпируемым образованием в животе.

  • Составить план обследования ребенка и взрослого с подозрением на порок развития почек и мочевыводящих путей.

  • При интерпритации урограмм определять вид аномалии и осложнения (пиелонефрит, мочекаменная болезнь, гидронефроз, стаз мочи).

  • Пальпировать и перкутировать область мочевого пузыря.

  • Путем осмотра диагностировать экстрофию мочевого пузыря, эписпадию, гипоспадию.

  • По комплексу клинико-лабораторных исследований заподозрить инфравезикальную обструкцию.

  • Произвести простую и микционную цистографию и интерпритировать их результаты.

  • Отличать анурию от острой задержки мочи при объективном обследовании больного и путем дополнительных методов исследования.

  • По количеству выделяемой больным ОПН мочи устанавливать ее стадию.

  • Интерпретировать результаты биохимических исследований крови (электролитный состав, КЩР, гиперазотемия) для определения стадии ОПН и ХПН.

  • Определять показания к консервативной терапии, гемодиализу и трансплантации почек.

  • Пальпировать и перкутировать почки и мочевой пузырь.

  • Интерпретировать рентгенограммы больных с травмой мочевой системы.

  • Интерпретировать данные УЗИ, ТРУЗИ и ПСА-крови.

  • Проводить диафаноскопию.

  • Произвести вправление парафимоза.



^ ЗАНЯТИЕ №1


Тема: «Уросемиотика, инструментальные и рентгенорадиоизотопные методы диагностики урологических заболеваний». Курация больного.

^ КЛИНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИМПТОМОВ У УРОЛОГИЧЕСКИХ

БОЛЬНЫХ (УРОСЕМИОТИКА)


Цель занятия: изучить наиболее частые симптомы заболеваний почек, мочевых путей и мужских половых органов.

Следует исходить из следующего набора симптомов: боль, расстройство мочеиспускания, изменение количества и качества мочи, изменение размеров, формы и месторасположения органа, а также патологические выделения из уретры и изменения в сперме.

Необходимо выяснение причин и механизмов возникновения того или иного симптома для правильного и полного сбора анамнеза и, как следствие этого, целенаправленного проведения объективного исследования с интерпретацией полученных данных. Все это должно обеспечить конечную цель: постановку диагноза.


^ Студент должен уметь:

1.Исходя из знания симптомов болезни, правильно и полно собирать анамнез и на основании этого правильно интерпретировать полученные результаты объективного исследования и лабораторных данных.

2.Владеть всеми приемами физикального исследования урологического больного:

а) пальпировать почки в разных положениях тела больного; б) пальпировать и перкутировать мочевой пузырь;

в) пальпировать органы мошонки и предстательную железу;

г) проводить аускультацию в проекции почечных сосудов;

д) уметь проводить и оценивать диафаноскопию;

е) правильно исполнять и оценивать симптом Пастернацкого и бимануальный симптом острого пиелонефрита.

3.Уметь определять различными способами наличие остаточной мочи.

4. Интерпретировать результаты общего анализа мочи, пробы мочи по Нечипоренко, пробы Зимницкого, а также трехстаканной пробы мочи для выявления локализации воспалительного процесса в мочевых путях.

Для успешной диагностики заболеваний студент должен обладать знаниями из нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, биохимии, пропедевтики внутренних болезней, топографической анатомии.

^ Студент должен знать:

1.Клиническую симптоматологию наиболее часто встречающихся заболеваний почек, мочевых путей и мужских половых органов.

2.Особое внимание он должен уделить симптоматологии неотложных состояний в урологии.

3.Знать, что такое симптом, симптомокомплекс, синдром.

4.Отчетливо представлять себе связь набора симптомов с конкретной нозологической формой для правильной диагностики.

5. Уметь анализировать шкалы симптомов IPSS, тазовой боли, андрогенного дефицита.

6.Диагностическое значение количественных и качественных изменений мочи.

7.Оценивать важность таких проявлений, как патологические выделения из уретры и изменения в сперме.

8.Знать клиническую характеристику почечной колики.

9.В зависимости от локализации, иррадиации и характера боли отчетливо представлять себе поражение каких органов мочевой системы или мужских половых органов имеет место, интерпретировать данные УЗИ, КТ, МРТ.

10.Различать симптомы ишурии и анурии, гематурии и уретроррагии.

11.Знать виды анурии в зависимости от этиологического фактора и виды гематурии в зависимости от источника кровотечения.


^ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


1. Боль

Локализация, иррадиация и интенсивность. Локализация и характер боли при заболеваниях почек, мочевого пузыря, предстательной железы, органов мошонки. Клиническая симптоматология почечной колики. Боль в костях таза при урологических заболеваниях. Отсутствие боли при ряде урологических заболеваний.


^ 2. Расстройство мочеиспускания

Виды расстройства мочеиспускания: учащенное (поллакиурия), болезненное и учащенное мочеиспускание (дизурия), мочеиспускание тонкой струей (странгурия), затрудненное мочеиспускание. Острая и хроническая задержка мочеиспускания (ишурия), парадоксальная ишурия, императивные позывы к мочеиспусканию, неудержание и недержание мочи, ночное недержание мочи (энурез), никтурия, опсоурия.


^ 3. Изменение количества мочи

Полиурия, олигурия, анурия - секреторная (аренальная, преренальная, ренальная) и экскреторная (постренальная).


4. Изменение качества мочи

Цвет мочи (изменение цвета мочи при приеме некоторых лекарств и пищевых продуктов), причины помутнения мочи: уратурия, фосфатурия (подогревание мочи или добавление в нее кислоты — дифференциальная диагностика уратурии и фосфатурии), примесь слизи.

Пиурия (лейкоцитурия), трехстаканная проба мочи для выявления локализации воспалительного процесса в мочевых и половых путях.

Бактериурия. Характеристика активных лейкоцитов (клетки Штернгеймера-Мальбина). Асептическая пиурия. Изменения общего анализа мочи у больных туберкулезом мочевой системы.

Протеинурия (истинная и ложная), цилиндрурия.

Гематурия, ее виды (микроскопическая и макроскопическая: инициальная, тотальная, терминальная).

Гемоглобинурия, миоглобинурия, хилурия, липурия, пневматурия, глюкозурия, гиперурикемия, сперматурия.

Гиперстенурия, гипостенурия, гипоизостенурия.


^ 5.Изменение размеров, формы, месторасположения и консистенции органов

Пальпируемая почка: патологическая подвижность, увеличение в размерах, аномалия положения, симптом баллотирования. Поверхность почки - гладкая, бугристая. Консистенция - эластичная, плотная.

Предстательная железа: увеличение, уменьшение, консистенция, характеристика поверхности, состояние междолевой борозды, изменение ее формы.

Яички и их придатки: размеры, консистенция, характеристика поверхности,болезненность

при пальпации.


6.Симптомы: Пастернацкого, напряжение мышц передней брюшной стенки (дефанс).


7.Выделения из уретры: (гнойные, слизистые, кровянистые), уретроррагия, сперматорея, простаторея.


8.Изменения спермы: олигозооспермия, азооспермия, ас-пермия, некроспермия, гемо — и пиоспермия.


^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


Знание симптомов заболеваний почек, мочевых путей и мужских половых органов и связь наборов симптомов с конкретной нозологической формой позволит врачу правильно и целенаправленно собрать анамнез, правильно и полно провести объективное исследование больного, правильно интерпретировать полученные результаты.

Это в свою очередь позволит врачу наметить план дальнейшего обследования и поставить диагноз, что является конечным результатом, так как после установления диагноза врач должен сразу же начать лечение пациента.

Необходимо обратить внимание на следующие наборы или блоки симптомов, которые характеризуют урологические заболевания: боль во всех ее проявлениях, дизурию, изменение количества и качества мочи, изменение размера и формы органов мочеполовой системы, патологические выделения из уретры, различные изменения спермы и расстройства половой функции.

Следует подробнее остановиться на почечной колике — одном из наиболее частых симптомов многих урологических заболеваний, острой задержке мочеиспускания, анурии, гематурии и других неотложных состояниях (в том числе острых воспалительных заболеваниях и травмах). Необходимо обратить внимание на то, что больные с подобными проявлениями подлежат экстренной госпитализации.


Боль

Боль может иметь разную локализацию, разную иррадиацию и разную интенсивность. Она может быть острой, тупой, кратковременной или постоянной. Боль в пояснице является следствием нарушения уродинамики, что приводит к расстройству гемодинамики в почках, и обусловлена повышением давления в верхних мочевых путях и спастическим сокращением их мускулатуры. Наиболее характерным симптомом боли является почечная колика, которая возникает при остром нарушении пассажа мочи по верхним мочевым путям, что может быть обусловлено самыми разными причинами (чаще вследствие окклюзии мочеточника камнем). В патогенезе колики лежит спазм мускулатуры верхних мочевых путей, резкое повышение давления в чашечно-лоханочной системе, гемодинамические расстройства в почке, интерстициальный отек паренхимы и периренальный отек, что приводит к ущемлению почки в собственной фиброзной капсуле (которая снабжена множеством болевых рецепторов), еще большим расстройствам почечной гемодинамики и возникновению ишемической боли.

В момент колики больные беспокойны, мечутся, не находя положения тела, в котором бы боль уменьшилась. Боль часто иррадиирует вниз живота, паховую область, бедро, половые органы, сопровождаясь часто тошнотой и рвотой. Почечную колику могут вызвать многие заболевания, но наиболее часто почечную колику вызывают камни почек и мочеточников. Особенно много больных с почечной коликой в районах, эндемичных по уролитиазу. Можно сказать, что Урал – это каменный пояс не только географически, но и

по высокому количеству людей с мочекаменной болезнью, проживающих на данной территории (В.Н.Журавлев, 1988 г.).

При заболеваниях мочевого пузыря боль локализуется над лоном, усиливается при мочеиспускании, которое становится учащенным (поллакиурия), болезненным (дизурия). Усиление боли над лоном и дизурии при ходьбе и сотрясении тела особенно характерны для камней мочевого пузыря.

Локализация и характер боли при заболеваниях предстательной железы зависят от выраженности воспалительного процесса. При хроническом простатите боль тупая, ноющая, нечетко локализованная в области промежности, крестце, с иррадиацией в половой член, мошонку. При остром воспалении простаты боль весьма интенсивна, сопровождается значительным повышением температуры тела. Возможна острая задержка мочеиспускания.

При остром воспалении яичка и его придатка боль в них весьма интенсивна. При хроническом воспалении боль тупая, ноющая.


^ Расстройство мочеиспускания

Среди расстройств мочеиспускания необходимо отметить учащенное мочеиспускание — поллакиурию. При каждом мочеиспускании выделяется небольшое количество мочи. При никтурии больной отмечает, что основное количество мочи у него выделяется в ночное время. Когда больной не способен удержать мочу в мочевом пузыре из-за императивных позывов имеет место неудержание мочи. При недержании мочи она выделяется непроизвольно без позывов к мочеиспусканию. Недержание может быть истинным и ложным. В первом случае выделение мочи происходит из-за несостоятельности сфинктера мочевого пузыря. Во втором случае моча выделяется постоянно из-за аномального расположения устья мочеточника (например, в области наружного отверстия уретры).

Некоторые заболевания мочевой системы вызывают задержку мочеиспускания (ишурию), которая может протекать в виде острой задержки мочи. При острой задержке мочи мочевой пузырь переполняется в результате внезапно возникшего нарушения оттока мочи, сопровождаясь резко болезненными позывами к мочеиспусканию. Хроническая задержка мочи возникает при длительном нарушении оттока мочи, снижении тонуса мышечной стенки мочевого пузыря (детрузора) и появлении остаточной мочи, несмотря на то, что акт мочеиспускания имеет место.

При парадоксальной ишурии вследствие перерастяжения детрузора и сфинктера мочевой пузырь переполнен, а моча непроизвольно каплями непрерывно выделяется по уретре. Ночное недержание мочи - энурез, наблюдается главным образом у детей вследствие невротических состояний, после перенесенных инфекций. При переполненном мочевом пузыре во время сна акт мочеиспускания осуществляется автоматически.


^ Изменение количества мочи

В нормальных условиях здоровый взрослый человек выделяет в сутки 1,5 – 2,0 л мочи. С мочой выделяется приблизительно 75 % принятой жидкости. В течение суток взрослый человек мочится 5 – 8 раз. Ночью, как правило, здоровый человек не мочится. Потребление большого количества жидкости вызывает полиурию, при этом удельный вес мочи снижается. В патологических условиях полиурия имеет место при сахарном и несахарном диабете. Олигурия характеризуется уменьшением объема выделяемой мочи до 100-500 мл в сутки. Анурия — это отсутствие выделения мочи в полость мочевого пузыря. Различают; аренальную, преренальную, ренальную и постренальную анурию. Причина аренальной анурии — врожденное отсутствие почек или удаление почки для подготовки к программному гемодиализу. Преренальная анурия - результат нарушенного кровоснабжения почек: шока, коллапса, сопровождающегося падением артериального давления, тромбоза и эмболии почечных сосудов, обильной кровопотери, нарушения водно-электролитного обмена. Ренальная анурия — это острая почечная недостаточность, в результате острого гломерулонефрита, переливания несовместимой крови, отравления ядами, лекарственными веществами, при ожогах, массивных размозжениях мышц, токсикозе беременности. В основе постренальной анурии лежит механическое препятствие оттоку мочи в верхних мочевых путях при обтурации мочеточника (мочеточников) камнями, сгустками крови, сдавлении опухолью, перевязке мочеточников во время операций при изменении анатомии в зоне оперативного вмешательства и т. д.

  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов...
Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по микробиологии полости

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим

Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы