|
Скачать 1.28 Mb.
|
Планы и УММ к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология» Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии Цель: сформировать представление об особенностях психического развития и его влияние на ребёнка в целом. Основные психологические понятия по теме Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания. Обучения и развития. Асихронии –неравномерное, диспропорциональное психическое развитие. Дизонтогенез – нарушения развития психики в целом или ее отдельных составляющих. ^ малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. ^ обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией. ^ нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которых не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание0 более ранних форм развития. Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих. План:
6. Причины отклонений в развитии. Вопросы для самоконтроля:
Литература
Дополнительная литература Чебеляев И.Ю. Роль наследственных факторов в развитии недифференцированной умственной отсталости. Специальная психология, 2010, № 2 . С.21-25. Дополнительные материалы к семинарскому занятию ^
Схема 1. Опосредующие факторы
Схема 2. Условия нормального психического развития
5. Физическое здоровье. Схема 3. Классификация психических и поведенческих расстройств «МКБ — 10». 1 Раздел: «Умственная отсталость», дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, глубокая, а также «другая» и «неуточненная» ^ », включающий специфические расстройства речи и школьных навыков (чтение, счет, письмо). Отдельно обозначены так называемые общие расстройства развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Сюда же включен синдром Аспергера и другие общие нарушения. ^ Патологии активного внимания и гиперкинетические нарушения поведения. ^ . Поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями семьи; несоциализированные и социализированные расстройства поведения; оппозиционно-вызывающие поведенческие расстройства. ^ Депрессивные нарушения. 6 Раздел: «Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста». Тревожные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фобические тревожные расстройства; социальное тревожное расстройство; расстройство сиблингового соперничества. ^ Эклективный мутизм; реактивные привязанности. 8 Раздел: «Тикозные расстройства». Транзиторные тикозные расстройства; хронические двигательные голосовые тикозные расстройства; комбинированные голосовые и множественные двигательные тикозные расстройства. ^ Неорганический энурез; неорганический энкопрес; расстройства питания в младенчестве и детстве; стереотипные двигательные расстройства; заикание и др. ^ Недостаточное развитие: Тотальное недоразвитие: Простой уравновешенный тип Аффективно-неустойчивый тип Тормозной инертный тип ^ Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) Неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) ^ С преобладанием несформированности регуляторного компонента С преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента Парциальная несформированность смешенного типа ^ Экстрапунитивный тип. Интрапунитивный тип Апатический тип Парциальная несформированность ВПФ: Преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы Преимущественное искажение когнитивной сферы Мозаичные типы искаженного развития ^ Позднее дефицитарное развитие Раннее дефицитарное развитие Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3,4 СЕМИНАР № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии Цель: формирование представления об особенностях психического развития детей с различной патологией. При подготовке к данному семинару необходимо использовать ТСО, средства наглядности и др. ^ Деменция – обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт. ^ показатель умственного развития. Модально-неспецифические закономерности отклоняющего развития свойственные всем лицам с отклонениями в развитии независимо от модальности основного нарушения ^ отклоняющегося развития свойственные какому-то одному варианту отклонения. Олигофрения- интеллектуальная недостаточность, обусловленная внутриутробным недоразвитием или поражением головного мозга в первые три года жизни . Парциальный – частичный, относящийся к отдельным частям. ^ разнообразные нервно-психические нарушения, обусловленные стойкими последствиями закончившихся органических заболеваний головного мозга, прежде всего пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных. Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих, например, умственно отсталые слепые (слабовидящие) и глухие (слабослышащие). Тотальный – полный. всеохватывающий, всеобъемлющий. План:
Вопросы для самопроверки
Литература:
Дополнительная литература
Дополнительные материалы к семинарскому занятию Классификации врожденного слабоумия Д.И. Азбукин (1935) 1. Олигофрения с преобладанием в материальной основе эндокринных изменений (кретинизм, микседема, акромегалия, нанизм, адипозогенная дистрофия, гипогениальность, гипергениальность). 2. Олигофрения с недостаточно ясными эндокринными нарушениями (болезнь Дауна). 3. Олигофрения, при которой превалируют церебральная деструкция мозга инфекционной, травматической и токсической этиологии без резких изменений размеров и деформации черепа(внутриутробная, родовая и послеродовая травмы, менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты). 4. Олигофрения со смешанными церебральными и эндокринными нарушениями и выраженной деформацией черепа (амавротическое слабоумие с повреждением вещества мозга, микроцефалия, макроцефалия, гпдроцефалия и т.п.). 5. Олигофрения с неясной материальной основой изменений (акроцефалия, оксицефалия, долихоцефалия, арахнодактилия др.). Н.И. Озерецкий (1935) 1. Олигофрении, развивающиеся вследствие уродства мозга (микроцефалии, макроцефалии и др.). 2. Дифференцированные формы олигофрений (токсоплазмозная, рубиолярная, резус несовместимая). 3. Олигофрения нейроинфекционной природы (менингиты, энцефалиты) 4. Олигофрении на почве эндокринных расстройств. 5. Недифференцированные формы олигофрений. М. С. Певзнер (1966) 1. Неосложненная форма без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и без грубых выпадений функций анализаторов. 2. Олигофрения, осложненная гидроцефалией. 3. Олигофрения, сочетающаяся с локальными нарушениями слуха, речи, пространственного синтеза, двигательных систем. 4. Олигофрения с недоразвитием переднелобных отделов головного мозга. 5. Олигофрения, сочетающаяся с поражением подкорковых структур головного мозга. ^ 1. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей): а) болезнь Дауна; б) истинная микроцефалия; в) энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другими энзимопатическими формами; г) клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения). 2. Олигофрения эмбрио- и фетопатической природы, обусловленная: а) коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубиолярная эмбриопатия); б) другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); в) токсоплазмозом и листериозом; г) врожденным сифилисом; д) гормональными нарушениями матери и токсичными факторами; е) гемолитической болезнью новорожденных. 3. Олигофрения, возникшая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве: а) родовой травмой и асфиксией; б) черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде(раннем детстве); в) перенесенными в раннем детстве энцефалитом, менингоэнцефалитом и менингитом ^ СЕМИНАР № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии. Цель: формирование представления об особенностях психического развития детей с лёгкими нарушениями в развитии. При подготовке к данному семинару необходимо использовать ТСО, средства ^ Задержка психического развития – запаздывание или приостановление развития одной или нескольких функций. ^ проявляется в двигательном беспокойстве. Неусидчивости, невниматеьности, повышенной отвлекаемости. Импульсивность - внешне ничем не мотивированные, необъяснимые и неожиданные для окружающих двигательные акты. ^ недостаточная координация движений, затруднения дифференцированных тонких движений пальцев рук. Неусидчивость - поведенческие проявления обычно при нарушениях активного внимания и целенаправленной деятельности. Сенсомоторные нарушения-нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий. План:
1.1. Сенсорно-перцептивные функции. 1.2. Особенности развития познавательной сферы. 1.3. Особенности речевого развитии детей с задержкой психического развития. 1.4. Игровая деятельность. 1.5. Особенности эмоциональной сферы. 2. Дети с задержкой умственного развития в школьном возрасте. 2.1 Особенности развития познавательной сферы. 2.2. Особенности речевого развития. 2.3. Особенности эмоциональной сферы и личности. 3. Гиперактивные дети. Вопросы для самопроверки
Литература:
|