|
Скачать 1.51 Mb.
|
ИНСТИТУТ СЕМЬИ УРАЛЬСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА
Периодический научно-практический журнал Выпуск 3 В номере: Материалы Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы перинатальной психологии» (23 апреля 2009 г.) ^ Психологические основы сопровождения беременности Сознательное материнство и отцовство в формировании развивающейся личности Современные технологии в перинатальной психологии Екатеринбург, 2009 УДК 15 ББК 88 В38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Денисевич М.Н. доктор исторических наук, профессор ^ Алферова И.С. – кандидат психологических наук, доцент (секретарь). Вогулкин С.Е. – доктор медицинских наук, профессор (зам. главного редактора). ^ – доктор психологических наук, профессор. Прохоров В.Н. – доктор медицинских наук, профессор. Токарева Ю.А. – кандидат психологических наук, доцент. ^ – доктор искусствоведческих наук, профессор Уральской государственной консерватории. Журнал издается по решению Ученого совета Института семьи Уральского гуманитарного института. Цель журнала – знакомить читателей с последними достижениями наук по проблемам семьи и семейных отношений в стране и за рубежом. Обсуждать различные теоретические и практические вопросы, методы решения практических задач в области семьи и семейных отношений. В рамках журнала предполагается публиковать научные статьи по широкому спектру актуальных проблем семьи и семейных отношений, родительства, детско-родительских отношений, в том числе по методикам, процедурам и техникам изучения и развития семьи и семейных отношений. © Институт семьи Уральского гуманитарного института, 2009 СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6 В.Н. Прохоров 6 ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: 6 ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 6 И.С. Алферова 12 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ 12 ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА 12 С.В. Дерменжи, С.П. Суворова 16 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 16 ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИНЫ К МАТЕРИНСТВУ 16 Е.А. Быкова 20 К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ 20 БЕРЕМЕННОСТИ И ПОДГОТОВКИ К РОДАМ 20 И.Ф. Жукова 23 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТНЕРСКИХ РОДОВ 23 И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ 23 Г.Б. Малыгина 28 ^ В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ 28 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 30 И.В. Добряков 30 СТРАХИ И ФОБИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН 30 С ТРЕВОЖНЫМ ТИПОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 30 КОМПОНЕНТА ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ 30 Р.В. Овчарова 37 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ 37 ЖЕНЩИН, ГОТОВЫХ И НЕГОТОВЫХ К МАТЕРИНСТВУ 37 О.В. Прохорова 41 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 41 СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННЫХ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 41 Ю.А. Токарева 45 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ 45 СФЕРЫ ОТЦОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 45 Л.В. Петрова, Ю.А. Токарева 49 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО 49 И ОТЦОВСКОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕМУ РЕБЕНКУ 49 ^ Ю.А. Токарева, О.Г. Хайбуллина, С.В. Дерменжи 53 МАТЕРИНСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 53 КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 53 В.В. Абрамченко, В.Н. Прохоров, 57 Е.Н. Гусева, А.И. Худик, М.Н. Осепиашвили 57 О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 57 ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИКАМЕНТОЗНЫХ ПРЕПАРАТОВ И 57 ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В 57 ^ Е.А. Петросян 60 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ 60 ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У БЕРЕМЕННЫХ 60 В.В. Абрамченко, В.Н Прохоров, Е.Н. Гусева, А.И. Худик 63 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 63 ^ В.В. Абрамченко, В.Н Прохоров, Е.Н. Гусева, А.И. Худик 65 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И 65 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИКАМЕНТОЗНОГО 65 И ХИРУРГИЧЕСКОГО АБОРТА 65 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 69 Л.Г. Собенина 69 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ 69 МЕТОДА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БИОУПРАВЛЕНИЯ 69 В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 69 ХРОНИКА СОБЫТИЙ 73 И.С. Алферова 73 НАУЧНЫЙ СЕМИНАР «ПРОБЛЕМЫ 73 ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОТЦОВСТВА» 73 Ю.А. Токарева 74 РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ 74 КОНФЕРЕНЦИЯ «СЕМЬЯ И БУДУЩЕЕ РОССИИ» 74 И.С. Алферова 74 ПЕРВЫЙ МЕЖВУЗОВСКИЙ СЕМИНАР 74 «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ 74 ^ С.Е. Вогулкин 75 МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ» 75 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 76 ^ ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯОсновные идеи Современная перинатальная психология должна опираться на психосоматическую концепцию развития и знание основ физиологии развития женщины во время беременности. Достижения в области перинатальной психологии есть, но они не столь существенны, какими бы могли быть в результате взаимодействия органов власти, здравоохранения и образования, связанного с подготовкой перинатальных психологов. Принципы и позиции взаимодействия специалистов, позволят решить проблему эффективности перинатального развития. На протяжении последних 20 лет в Российской Федерации имеет место чрезвычайно сложная демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательными цифрами прироста населения, негативной динамикой показателей общественного здоровья, включая женщин чадородного возраста, а также детей всех возрастных групп, включая новорожденных. В этих условиях необходимость обратить особое внимание на проблемы охраны физического и психического здоровья матери и ребенка является потребностью времени и общегосударственной задачей. Учитывая особое значение теории и практики современного акушерства и перинатальной медицины, в деле оптимизации здоровья нации и улучшения демографического положения страны, проблемы указанных областей медицины и пути их решения приобретают первостепенную значимость[4]. В последние годы в общественном сознании произошло значительное снижение авторитета современной официальной медицины, в первую очередь это коснулось отношения к системе родовспоможения. Причинами данного явления стало: 1) повышение требований женщин и членов их семей к вопросам качества оказания медицинской помощи беременной, роженице, родильнице и новорожденному; 2) весьма частая неудовлетворенность населения результатами оказания помощи в системе родовспоможения; 3) определенное снижение профессионального уровня и ухудшение морально-этических качеств медицинских работников. С другой стороны имеет место неудовлетворенность сотрудников и руководителей, системы оказания помощи матери и ребенку, результатами деятельности амбулаторного и стационарного звеньев системы родовспоможения. Данное положение сами медицинские работники объясняют в первую очередь недостатками в финансировании и материальном обеспечении учреждений родовспоможения (помещения, оборудование, аппаратура, лекарственное снабжение), а также недостаточным использованием новейших медицинских технологий. Существенной проблемой является также значительное количество конфликтных ситуаций и жалоб на сотрудников системы родовспоможения в различные медицинские инстанции, органы исполнительной власти и даже в органы прокуратуры. Попытки решить эти проблемы проведением мероприятий по повышению уровня профессиональных знаний и знаний по этике и деонтологии, а также ужесточением контроля за качеством оказания медицинской помощи и за коммуникативным поведением медицинских работников, на их рабочих местах, практического эффекта не дают. Следует указать, что на протяжении последних лет имели место серьезные усилия государства и органов здравоохранения, которые были направлены на оптимизацию функционирования системы охраны здоровья матери и ребенка (финансовые вливания, улучшение материально-технической базы, интенсивное обучение медицинского персонала, внедрение новых технологий и достижений медицинской науки), однако и они не оказали существенного влияния на итоговые акушерские и перинатальные показатели. Отсутствие реальных и стабильных результатов от многолетних попыток оптимизации итоговых показателей системы родовспоможения в целом показывает, что стандартные пути решения (необходимо обозначить, понять и оценить истинные причины) проблем как в области оптимизации акушерских и перинатальных показателей, так и в области медицинских, кадровых и этических вопросов не дают результатов. Необходим поиск новых эффективных путей решения указанных проблем. Только в этом случае можно рассчитывать на успех, не только в виде улучшения цифровых медицинских показателей, но в виде реального улучшения состояния здоровья матерей и детей, возможности увеличения народонаселения российского государства. Следует обозначить основные проблемы родовспоможения и проанализировать их комплексно с позиций медицины, психологии и социологии: 1) В медицине сохраняются научные, практические и методологические противоречия, которые относятся к диссоциативному подходу к изучению человека, его организма в условиях нормы и патологии. Известно, что человек – это единая психофизическая физиологическая, согласованно функционирующая система, в которой психика занимает ведущую организующую и регуляторную роль. К сожалению, приходится констатировать, что психосоматический подход в перинатальной медицине (т.е. медицине, занимающейся вопросами акушерства и раннего детства) отсутствует, а единство души и тела только декларируется. 2) В настоящее время во многом произошло отделение человека от естественных условий существования (от природы), ослабление его психических, соматических, иммунных ресурсов. Это весьма негативно отражается на адаптационных возможностях женского организма в условиях беременности, родов и послеродового периода, а также на условиях развития плода и новорожденного. 3) В обществе продолжается снижение актуальности социальных, в том числе супружеских и родительских ролей, организующих и стимулирующих развитие личности. Происходит снижение престижности социальных ролей матери и отца, разрушение института семьи, снижение уровня ответственности родителей за свое потомство. 4) В настоящее время нередко имеет место низкий культурный уровень людей в области семейных отношений, сексуальных отношений, деторождения. Эволюционно важнейшая функция – деторождение – в социальной культуре выпала из зоны внимания общества и была замещена сексуальным партнерством и сексуальной свободой. 5) Наблюдается низкий уровень современных научных знаний как у населения вообще, так и у медицинских работников о психической организации человека, в том числе об особенностях психики женщины в связи с выполнением ею генеративной функции в норме и при патологических состояниях. В результате этого практически не используются возможности психологии в научном и практическом аспектах в системе родовспоможения. Существует глобальный, подтвержденный наукой и практикой, подход к решению медицинских и этических проблем в медицине вообще и в перинатальной медицине, в частности. Данный подход, именуемый в настоящее время психосоматической концепцией, известен человечеству на протяжении тысячелетий. При этом важность и эффективность его применения веками подтверждалась медицинской практикой в разных странах. Еще знаменитый врач древности Гиппократ утверждал, что врачевать необходимо и тело, и душу. В этом случае эффективность лечения будет высокой, а результаты лечения - долговременными и устойчивыми. И ученым, и врачам-практикам известно влияние острых и хронических психогений на возникновение акушерской и перинатальной патологии. Психогенные травмирующие факторы, действующие в остром или хроническом режиме и сопровождающиеся выраженным психоэмоциональным напряжением, чувством страха и тревоги, ведут к формированию скрытой и клинически выраженной дезадаптации различных систем организма беременной, роженицы и родильницы. Проявлениями этой дезадаптации могут быть следующие акушерские и перинатальные осложнения: 1) ранний токсикоз; 2) гестоз; 3) угроза прерывания беременности в ранних и поздних сроках; 4) фетоплацентарная недостаточность, гипоксия и гипотрофия плода; 5) нарушения процесса адаптации новорожденного; 6) пороки развития плода; 7) нарушения сократительной деятельности матки; 8) нарушения процесса формирования готовности организма беременной к родам; 9) маточные кровотечения в родах и послеродовом периодах; 10) акушерский травматизм матери и новорожденного; 11) гнойно-септические осложнения матери и новорожденного; 12) обострение хронических соматических заболеваний. Психогении также могут являться основной причиной возникновения нервно-психических расстройств у беременных и болевого синдрома в родах. Исходя из вышеизложенного, к стратегическим ошибкам в деятельности службы родовспоможения следует отнести следующие: 1. Непонимание наличия истинных – психосоматических причин возникновения большинства акушерских и перинатальных осложнений. Именно вследствие этого серьезные организационные, материальные, технологические и кадровые усилия в системе родовспоможения не дают эффекта, а в конечном итоге попытки решить проблемы, игнорируя психосоматический подход, не позволяют оптимизировать основные клинические показатели и улучшить состояние здоровья матери и ребенка. 2. Недооценка значения человеческого фактора в деятельности службы родовспоможения, что также препятствует возможности улучшить базовые показатели и психологический микроклимат в амбулаторных и стационарных учреждениях, поднять авторитет и престижность данного раздела медицины. Таким образом, важнейшим резервом для решения основных проблем службы родовспоможения, как раздела соматической медицины, является интеграция с общей и клинической психологией и психотерапевтической службой, активное использование знаний и методологии психологического характера в следующих направлениях: 1) Оптимизирующее влияние на психическое состояние системы мать-плод-ребенок – отец; 2) Улучшение коммуникативного поведения медицинских работников системы родовспоможения, реальное выполнение ими принципов этики и деонтологии. Для выполнения указанных задач, в области охраны материнства и детства, необходимо формирование реального психосоматического подхода, создание на научной основе и внедрение в клиническую практику технологий психологического сопровождения беременной, роженицы, родильницы и новорожденного. В целях оптимизации функционирования системы родовспоможения Координационный совет МЗ России еще от 12.02.2002 года предложил развивать медико-психологическое направление в акушерстве и внедрение новой дисциплины - “перинатальной психологии” в практику органов здравоохранения (Шарапова О.В. и др.) Именно деятельность перинатальной психологии как нового научного направления на стыке психологии, медицины, психотерапии и педагогики может решить столь важные задачи. Эффективность деятельности перинатальной психологии обусловлена глубиной в изучении психических процессов, учет связи семьи, в период ожидания и рождения ребенка с соматическим здоровьем матери и ребенка. В практике перинатальной психологии, широко используются психодиагностические и психотерапевтические методики при работе с родителями и с семьей в целом, в периоде ожидания рождения ребенка и после его рождения [2, 5, 6] . Эта работа чрезвычайно важна, поскольку имеют место особенности и проблемы данного периода: 1) нередкая неустойчивость взаимоотношений в семье; 2) недостаточная и искаженная осведомленность об особенностях периода беременности и родов; 3) неготовность к материнству и отцовству; 4) тревоги и страхи по поводу реальных и мнимых патологических состояний матери и ребенка в перинатальном периоде и т.д. Все вышеизложенное, подводит к необходимости выделения концептуальных аспектов современной перинатальной психологии, среди которых: 1) система мать-ребенок-отец является единой психоэмоционально-физиологической системой, зависящей от состояния каждого ее члена; 2) психоэмоциональный, духовный уровень матери является ведущим в этой системе; 3) успешное психоэмоциональное развитие ребенка с момента зачатия зависит от силы позитивных психологических характеристик матери и отца; 4) успешность вынашивания беременности и родоразрешения матери зависит от уровня развития материнской и родовой доминант и от качества психосоматической подготовки; 5) центром психопрофилактической и психокоррекционной работы с беременной женщиной является позитивное осмысление Я-концепции, формирование роли матери и активизация ее творческого потенциала. В качестве теоретических позиций в концептуальном построении перинатальной психологии выступают следующие:
Задачи перинатальной психологии: 1. Снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, стремление к достижению психологической гармонии каждого члена триады “мать-ребенок-отец”. 2. Профилактика и лечение нервно-психических (пограничных), психосоматических и соматических расстройств у матери и ребенка на ранних стадиях. 3. Формирование и активизация устойчивого позитивного материнского чувства: осознание своей позиции по отношению к еще не родившемуся ребенку, затем – к новорожденному и принятие полной ответственности за него. Способность и готовность матери в адекватных пределах подчинить свои интересы интересам ребенка до и после родов, желание и умение своевременно и полноценно удовлетворять его потребности, осуществлять общение, обучение и воспитание. 4. Критический анализ женщиной своих установок и формирование позитивных установок по отношению к себе и к окружающему миру, ребенку. 5. Приобретение матерью и отцом навыков духовного и творческого общения с ребенком и его воспитание до и после рождения через чтение, музыку, пение, рисунок, танец, общение с природой и т.д. 6. Обучение женщины приемам функциональной саморегуляции и коррекции психических состояний, используя рациональную психотерапию, аутогенную тренировку, психосоматическую релаксацию, телесно-ориентированную терапию, индивидуальную и групповую психотерапию, арт-терапию. Обоснованием к использованию психотехнологий в деятельности родовспоможения является следующее: 1. Абсолютная физиологичность. 2. Простота применения (практически в любых условиях). 3. Высокая эффективность как в лечебном, так и в профилактическом аспектах. 4. Нередко лечебные результаты проявляются очень быстро, а эффект от лечения является долговременным. 5. Возможность сочетания с другими методами лечебного воздействия на организм. 6. Практически полное отсутствие противопоказаний и возрастных ограничений. 7. Отсутствие осложнений, побочных явлений, токсических и аллергических реакций. 8. Возможность применения при отсутствии других методов лечения или при противопоказаниях к применению других методов лечения (например, аллергия, токсический гепатит и т.д.) 9. Лечение очень широкого спектра видов акушерской и перинатальной патологии (ранний токсикоз, поздний гестоз, угроза прерывания беременности, страдание плода и т.д.). Практически может применяться при любых видах соматической и пограничной психической патологии человека. 10. Высокая экономическая целесообразность. Результаты оптимизирующего влияния приемов перинатальной психологии на психическое состояние системы мать-плод (новорожденный) – отец:
Результатами оптимизирующего влияния перинатальной психологии как системы на психическое состояние и профессиональное поведение медицинских работников системы родовспоможения являются следующие: 1) Благодаря реализации «психосоматической концепции» происходит снижение акушерских и перинатальных осложнений и улучшение показателей материнской и детской заболеваемости и смертности. 2) Значительное уменьшение негативного влияния человеческого фактора в структуре акушерских и перинатальных ошибок, снижение числа ятрогений. 3) Улучшение психических и соматических показателей здоровья медицинских работников сферы родовспоможения. 4) Снижение числа конфликтных ситуаций, жалоб и судебных дел в акушерской и неонатологической практике. Вышеуказанные результаты, связанные с позитивной динамикой перинатальной практики, требуют также и выделения имеющихся проблем, среди которых: 1. Отсутствие службы перинатальных психологов как системы с вертикалью власти, функционирующей на базе учреждений здравоохранения, служб родовспоможения (женские консультации, родильные дома, гинекологические отделения). 2. Имеет место острый недостаток квалифицированных и опытных специалистов в области перинатальной психологии, «перинатальных психологов», особенно для работы в стационаре. 3. Отсутствие единой системы отчетности, оценок эффективности работы перинатальных психологов и контроля за результатами деятельности перинатальных психологов. 4. Отсутствие единой системы подготовки и переподготовки специалистов - перинатальных психологов, включая программы и методики преподавания. 5. Имеет место дефицит литературы: учебной, методической, монографической, научной, хрестоматий по различным разделам перинатальной психологии. Более глобальными и принципиальными проблемами, определяющими деятельность специалистов, в сфере перинатальной психологии являются следующие: 1. Отсутствие четкой законодательной базы, которая могла бы быть основой для формирования службы перинатальной психологии в каждом субъекте Российской Федерации. (Имеющиеся в настоящее время регламентирующие документы носят рекомендательный характер и по сути не являются обязательными для исполнения). 2. Отсутствие широкого практического опыта совместной работы перинатальных психологов в тесной координации с врачами системы родовспоможения. (Имеющиеся примеры являются результатом деятельности энтузиастов: перинатальных психологов и руководителей здравоохранения на местах). 3. Недоверие руководителей и рядовых врачей службы родовспоможения к перинатальным психологам. Чаще всего представители медицинских служб не считают необходимым иметь в штате перинатальных психологов и весьма скептически относятся к их деятельности. Таким образом, проведенный анализ проблемы развития современной перинатальной психологии показал, что необходимо создание службы перинатальных психологов в рамках системы родовспоможения (в женских консультациях, родильных домах, гинекологических отделениях и перинатальных центрах). Для оказания высококвалифицированной и доступной психологической и психотерапевтической помощи женщинам на этапах подготовки к беременности, на протяжении беременности, родов и послеродового периода, а также их семьям, важна деятельность перинатальных психологов. Принципиальными являются мероприятия по оптимизации подготовки и переподготовки профессиональных перинатальных психологов с возможностью прохождения практики и совершенствования навыков на клинических базах системы родовспоможения. Важно создание и внедрение в практику современных организационных и методических технологий для оказания психологической и психотерапевтической помощи в учреждениях родовспоможения. Целенаправленный подход в вопросе оптимизации подготовки врачебных кадров, по основам психологии и психотерапии на преддипломном и последипломном этапах обучения. Создание специальных обучающих циклов по основным разделам клинической психологии и психотерапии, для врачей различных специальностей (врачей акушеров-гинекологов и неонатологов) по перинатальной психологии, позволит решить проблемы эффективной помощи матери и ребенку. Литература 1. Гроф С. Теория базовых перинатальных матриц. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н.Васина. – М. : Изд-во УРАО, 2005. С. 18-27. 2. Добряков И.В. Перинатальная психология. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н.Васина. – М.: Изд-во УРАО, 2005. С. 28-37. 3. Дойч Э. Психология женщины. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н.Васина. – М.: Изд-во УРАО, 2005. С. 102-107. 4. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. - СПб, 2001. – 318 с. 5. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода /Сост. А.Н.Васина. – М. : Изд-во УРАО, 2005. С. 121-128. |