|
Скачать 4.11 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ – ПАТОФИЗИОЛОГИИ ГОЛОВЫ И ШЕИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Ставрополь, 2012 УДК 616.31 – 092: 617.53(07.07) ББК 52.52я73 М 54 Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патофизиологии – патофизиологии головы и шеи для студентов стоматологического факультета. – Ставрополь: Изд-во: СтГМА, 2012. – 202 с. Составители: проф. ^ , доцент Г.Н. Зажогина, доцент М.Ю. Вафиади, асс. С.П. Милосердова, асс. Л.Д. Эркенова, асс. Н.Г. Радзиевская, асс Г.Г. Петросян Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по патофизиологии – патофизиологии головы и шеи содержат основные положения тем практических занятий, тестовые задания, ситуационные задачи, перечень вопросов и тестовых заданий по четырём итоговым занятиям, перечень практических навыков, экзаменационных вопросов и экзаменационных тестовых заданий, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2011 г.) и современными программами по патофизиологии – патофизиологии головы и шеи по специальностям 060201.65 «Стоматология». Предназначены для организации и повышения эффективности самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям и экзамену. Рецензенты: заведующая кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор медицинских наук, профессор О.А. Бутова; профессор кафедры нормальной физиологии Ставропольской государственной медицинской академии Л.Д. Цатурян. Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМА УДК616.31 – 092: 617.53(07.07) ББК52.52я73 М 54 СтГМА, 2012 4-й СЕМЕСТР ОБУЧЕНИЯ Занятие №1 Тема Введение Наименование занятия: Введение. Патологическая физиология как медицинская дисциплина. ^ Ознакомиться с содержанием предмета, его задачами, ролью патологической физиологии в общей системе подготовки врача, её методами исследования. Перечень учебных вопросов занятия:
Контроль результатов усвоения темы Ситуационные задания Задание № 1 1. Назвать основные задачи патологической физиологии. 2. Перечислить темы, входящие в первый раздел. 3. Перечислить вспомогательные методы в патологической физиологии. 4. В чем заключается сущность патофизиологического эксперимента? Эталоны ответов на вопросы ситуационного задания №1: 1. Изучение этиологии, патогенеза, механизмов исходов заболеваний, разработка принципов экспериментальной терапии, разработка проблем методологии полученных о болезни знаний. 2. а) введение, предмет, методы. б) болезнь в историческом плане. в) общая нозология. г) болезнетворные факторы внешней среды. д) общий патогенез. е) учение о реактивности организма, аллергическая реактивность, иммунологическая реактивность, наследственность и болезнь. 3. Физиологический, морфологический, биохимический, клинический, иммунологический, физико-химический, физический. 4. Заключается в создании модели болезни. Задание № 2 1. Перечислить темы, входящие во 2 раздел патологической физиологии. 2. Назвать особенности патофизиологического эксперимента. 3. Назвать основную цель патофизиологии как учебной дисциплины. 4. Назвать основные проблемы в 1 разделе патофизиологии. Задание № 3 1. Перечислить разделы патологической физиологии. 2. Перечислить темы, входящие в 3 раздел патологической физиологии. 3. В чём заключается сущность патофизиологического эксперимента? 4. Назвать три принципа экспериментальной терапии. Задание № 4 1. Перечислить вспомогательные методы в патологической физиологии. 2. Назвать три раздела патологической физиологии. 3. В чём заключается преимущество патофизиологического эксперимента перед другими методами изучения болезни? 4. Назвать основные проблемы второго раздела патологической физиологии. Задание № 5 1. Дать определение понятия «патологическая физиология». 2. Из каких разделов состоит патологическая физиология? 3. Назвать основные методы патологической физиологии. 4. Назвать принципы экспериментальной терапии. Занятие №2 Тема 1. Общее учение о болезни Наименование занятия: Общая нозология. Общая этиология. Общий патогенез. Роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезни. Действие изменённого атмосферного давления ^ Изучить понятия общей нозологии, роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезней на примере повреждающего действия гипо- и гипербарий. Перечень учебных вопросов занятия: 1. Понятия «общая нозология», «общая этиология», «общий патогенез». 2. Определение понятия «болезнь». Стадии и исходы болезни. 3. Роль повреждающих факторов внешней среды в происхождении болезни. 4. Влияние изменённого атмосферного давления на организм. Входной тест-контроль 1. Какие вопросы рассматривает общая нозология? а) общие закономерности нарушения функций различных систем; диагностику болезней человека; патофизиологию органов и систем; +б) понимание сущности болезни на разных этапах развития медицины; классификацию болезней; формы возникновения, развития, течения и исходов болезней ^ +а) учение о причинах и условиях возникновения болезни; б) учение о причинах заболеваний; в) учение о совокупности условий, вызывающих развитие заболеваний ^ а) совокупность механизмов, возникающих в организме под влиянием нарушения вредоносными факторами рефлекторных реакций, ведущих к изменению биохимического и ферментативного состава крови, обусловливающих возникновение, течение и исход заболевания; +б) совокупность механизмов, включающихся в организме под влиянием действия на него вредоносных факторов и проявляющихся в динамическом и в то же время, стереотипном развертывании ряда физиологических, биохимических и морфологических реакций, обусловливающих возникновение, течение и исход заболевания ^ +а) да;б) нет 5. Укажите наиболее близкое к определению ВОЗ понятие "здоровье": а) состояние жизнедеятельности организма, которое обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватные условия существования; б) состояние жизнедеятельности организма, при котором отмечается соответствие структуры и функции организма, и выявляется способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды организма, что обеспечивает ему полноценную трудоспособность и социально полезную деятельность; +в) состояние жизнедеятельности организма, которое характеризуется не только отсутствием болезни, но и полным физическим, психическим и социальным благополучием, что обеспечивает полноценную трудоспособность и социально полезную деятельность ^ а) болезнь представляет собой сумму ненормальных жизненных отправлений, совершающихся в поврежденных, так или иначе, органах и тканях; +б) болезнь – это своеобразный жизненный процесс, связанный с действием на организм вредоносных факторов, проявляющийся в комплексе структурных и функциональных изменений, нарушающих адаптационные возможности организма и снижающих его трудоспособность и социально полезную деятельность; в) болезнь – это сложная реакция организма на действие болезнетворного агента, качественно новый процесс жизнедеятельности, характеризующийся ограничением или нарушением регуляции функций и приспособляемости ^ а) это период жизнедеятельности организма между началом действия патогенного фактора и возникновением первых признаков болезни; б) это период жизнедеятельности организма от появления первых признаков болезни до полного развития его симптомов; +в) это период жизнедеятельности организма, характеризующийся значительным снижением его адаптивных возможностей при сохранении постоянства внутренней среды (гомеостаза) ^ +а) латентный, продромальный, разгар, исход; б) острый, подострый, хронический 9. Какова продолжительность течения острых заболеваний? +а) до 2-х недель; б) до 4-х недель; в) до 6-ти недель; г) до 8-ми недель ^ а) более 2-х недель; +б) более 4-х недель; в) более 6-ти недель; г) более 8-ми недель 11. Как называется временное ослабление или исчезновение клинических проявлений хронического заболевания? а) осложнение; +б) ремиссия; в) рецидив; г) обострение ^ а) осложнение; б) ремиссия; в) рецидив; +г) обострение ^ а) осложнение; б) ремиссия; + в) рецидив; г) обострение ^ +а) осложнение; б) ремиссия; в) рецидив; г) обострение ^ а) стертые; +б) абортивные 16. Как называются формы болезней, протекающих с менее четкими клиническими проявлениями? а) абортивные; +б) стертые ^ +а) абортивное, стертое, осложненное; б) продромальное, течение с инкубационным периодом, течение с летальным исходом ^ а) молниеносное течение; б) ациклическое течение; в) течение с рецидивом; +г) все перечисленные ^ +а) выздоровление, смерть; б) рецидив; в) ремиссия; г) осложнение; д) инкубация 20. Укажите терминальные состояния: а) латентное; +б) преагональное; в) продромальное; +г) агональное; +д) клиническая смерть; е) биологическая смерть; +ж) терминальная пауза ^ а) сознание отсутствует; повышение рефлекторной деятельности; +б) сознание сохранено или спутано; снижение рефлекторной деятельности ^ +а) артериальное давление снижено; преобладает аэробный гликолиз; б) артериальное давление повышено; судорожное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры; преобладает анаэробный гликолиз ^ а) сознание отсутствует; б) резкое снижение условнорефлекторной деятельности на фоне преобладания безусловнорефлекторной; в) артериальное давление повышается после предшествующего снижения во время терминальной паузы; г) судорожное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры; д) преобладает анаэробный гликолиз; +е) все перечисленные ^ а) сознание отсутствует; б) глазные рефлексы отсутствуют; в) артериальное давление равно нулю; г) дыхание не определяется; +д) все верны ^ +а) длительный период умирания; умирание в условиях гипотермии; умирание в период новорожденности; б) короткий период умирания; умирание в условиях гипертермии; умирание в зрелом возрасте ^ а) длительный период умирания; умирание в условиях гипотермии; умирание в период новорожденности; +б) короткий период умирания; умирание в условиях гипертермии; умирание в зрелом возрасте ^ а) прекращает фибрилляцию желудочков; б) способствует поддержанию кровообращения; в) способствует восстановлению сердечной деятельности; +г) все верны ^ +а) происходит раздражение рецепторов сердца и коронарных сосудов, что способствует восстановлению его деятельности; приводит к восстановлению коронарного кровотока; б) прекращает фибрилляцию желудочков сердца; способствует лучшему наполнению кровью левого желудочка ^ а) способ Сильвестра; б) дыхание "рот в рот" или "рот в нос"; +в) аппаратное дыхание ^ а) клеточном уровне; б) органном уровне; +в) на всех уровнях; г) системном уровне; д) организменном уровне ^ а) брадикардия; +б) тахикардия; в) брадипноэ; +г) тахипноэ 32. Укажите компенсаторные реакции организма в ответ на гипоксемию и гипоксию +а) повышение АД; б) снижение АД; +в) выход эритроцитов из депо; г) депонирование эритроцитов ^ а) газовый ацидоз; +б) газовый алкалоз; +в) гипокапния; г) гиперкапния 34. Что характерно для фазы декомпенсации горной болезни? +а) замедление окислительно-восстановительных процессов; б) усиление окислительно-восстановительных процессов; в) эйфория; +г) угнетение ЦНС ^ а) при постепенном повышении давления в лёгких; +б) при мгновенном выраженном повышении давления в лёгких ^ +а) от нормального давления к повышенному; б) от повышенного давления к нормальному; в) от нормального давления к пониженному ^ : а) от нормального давления к повышенному; +б) от повышенного давления к нормальному; в) от нормального давления к пониженному ^ а) высотная тканевая эмфизема; б) токсическое действие кислорода; +в) газовая эмболия; +г) скопление пузырьков газа в полостях ^ а) снижение активности дыхательных ферментов; +б) эритроцитоз; в) гипотрофия сердца; г) гиповентиляция лёгких ^ +а) первичная остановка дыхания из-за паралича дыхательного центра; б) первичная остановка сердца. ^ Ситуационные задачи Задача № 1 Альпинисты медленно поднимались по Ю-В склону Эвереста. Позади было 6 часов подъёма. Каждый шаг давался с трудом из-за общей слабости. Дышать стало тяжело, ощущалось сильное сердцебиение, частота пульса доходила до 140 уд. в мин. Отмечались: головная боль, головокружение, подавленное настроение, снижение аппетита, метеоризм.
Эталоны ответов на вопросы ситуационной задачи №1
Задача № 2 Для выполнения кессонных работ на глубине 15м отправили водолаза, где он находился 1 час, а затем был быстро поднят на поверхность. Через 30 минут стал ощущать нарастающие боли в мышцах и суставах, появились головная боль и головокружение, онемение пальцев рук и ног, временами темнело в глазах, слабело тело.
Задача № 3 Исследователи Холден и Келлас «поднялись» в барокамере на высоту 7500м (320мм рт.ст.). На высоте 7000м они уже с трудом следили за пультом и секундной стрелкой. У них появились цианоз, пот, подёргивание конечностей, периодическое дыхание. На высоте 7500м они пробыли около 1 часа. Один из них не заметил, как пришёл в полубессознательное состояние. Другой лишь смеялся, не давая себе отчёта в том, что его учителю стало плохо.
Задача № 4 Рабочего для проведения кессонных работ на глубине 100м опускали в кессоне со скоростью 10 м/мин. Рабочему пришлось находиться на этой глубине в течение 2-х часов. При этом у него отмечались сильная боль в ушах, головная боль, головокружение, слабость, тошнота. Затем рабочий был поднят на поверхность.
Задача № 5 В 1934 году немецкие аэронавты Иеренк и Мазух поднялись на субстратостате на высоту 1100м. Не смотря на то, что они имели возможность пользоваться кислородом, они спустились мертвыми на российскую территорию. А.И. Абрикосов, вскрывавший их трупы, не мог обнаружить телесных повреждений, а обнаружил явные симптомы асфиксии, которые проявились в виде цианоза. 1) Какая болезнь развилась у аэронавтов? 2) Как должен был измениться газовый состав крови (СО2 и О2) у аэронавтов на этой высоте? 3) Что могло быть причиной смерти аэронавтов на этой высоте? 4) Какой типовой патологический процесс развился у аэронавтов на этой высоте? Занятие № 3 Тема 1. Общее учение о болезни ^ Общая этиология. Общий патогенез. Повреждающее действие лучистой энергии. Общая цель занятия: Изучить причины, механизмы развития, проявления и последствия повреждающего действия на организм лучистой энергии. ^ 1. Сущность понятия «Патогенез болезни». 2. «Начальное звено в патогенезе», «причинно-следственная связь в патогенезе», «ведущее звено патогенеза», «порочный круг» в патогенезе болезни. 3. Лучевая болезнь. Этиология, патогенез, формы, последствия для организма. 4. Картина крови по стадиям костномозговой формы лучевой болезни. 5. Солнечный удар. Этиология, патогенез. Входной тест-контроль ^ +а) учение о причинах и условиях возникновения болезни; б) учение о причинах заболеваний; в) учение о совокупности условий, вызывающих развитие заболеваний ^ +а) это фактор (предмет или явление), который, непосредственно воздействуя на организм, при определенных условиях вызывает болезнь и сообщает ей специфические черты; б) это фактор (предмет или явление), который сам заболевание не вызывает, но оказывает влияние на его возникновение и течение ^ а) это фактор (предмет или явление), который, непосредственно воздействуя на организм, при определенных условиях вызывает болезнь и сообщает ей специфические черты; +б) это фактор (предмет или явление), который сам заболевание не вызывает, но оказывает влияние на его возникновение и течение ^ +а) необходимость для возникновения болезни; +б) незаменимость; в) широкая заменяемость; +г) непосредственное действие на организм; д) опосредованное действие; +е) определение специфических черт болезни ^ а) этиология-учение о болезни; +б) этиология-учение о причинах и условиях возникновения болезней и патологических процессов ^ +а) да; б) нет ^ +а) да; б) нет 8. Для первых 6-ти часов острой лучевой болезни у взрослого, однократно тотально облученного в дозе 2-6 Гр, характерны: +а)тошнота, рвота; +б) лимфоцитопения; +в) нейтрофильный лейкоцитоз; г) кровоточивость; д) эритема; е) анемия ^ : а) при гипоксии; +б) при дефиците витамина Е; +в) в процессе регенерации ткани; г) в присутствии цитостатических препаратов; +д) при гипертермии; +е) при избытке кислорода ^ а) цитоплазматическая мембрана; +б) ДНК; в) ЭПС; г) рибосомы; д) митохондрии; е) лизосомы; ж) комплекс Гольджи ^ +а) повышение содержания кислорода в крови; б)понижение содержания кислорода в крови; +в)недостаток витамина Е; +г)высокая митотическая активность; д) низкая митотическая активность ^ а) зрелые; +б) эмбриональные; +в) недифференцированные 13. Укажите механизмы прямого действия радиации в облучаемой среде: +а) ионизация молекул; +б) разрыв наименее прочных связей в молекулах; в) образование перекиси водорода, радикала гидропероксида, атомарного кислорода; +г) возбуждение молекул; +д) отрыв свободных радикалов; е) повреждение свободными радикалами химических связей и функциональных групп ферментов; ж) изменение химического строения ДНК ^ а) ионизация молекул; б) разрыв наименее прочных связей в молекулах; +в) образование перекиси водорода, радикала гидропероксида, атомарного кислорода; г) возбуждение молекул; д) отрыв свободных радикалов; +е) повреждение свободными радикалами химических связей и функциональных групп ферментов; +ж) изменение химического строения ДНК; +з) образование липидных радиотоксинов; +и) образование хиноновых радиотоксинов ^ +а) лимфоидная; +б) эпителиальная; в) костная; г) нервная; +д) кроветворная; е) мышечная ^ а) лимфоидная; б) эпителиальная; +в) костная; +г) нервная; д) кроветворная;+е) мышечная ^ +а) начинающееся угнетение кроветворения; б) резкое угнетение кроветворения; в) кровоизлияния во внутренние органы; +г) отсутствие видимых клинических проявлений заболевания; д) яркие клинические проявления болезни ^ +а) резкое угнетение кроветворения; б) незначительное угнетение кроветворения; +в) кровоизлияния во внутренние органы; +г) повышенная проницаемость клеточных мембран; д) пониженная проницаемость клеточных мембран; +е) угнетение иммунитета; ж) иммунитет не страдает ^ +а) лейкоцитоз; +б) лимфопения; в) лейкопения; г) лимфоцитоз 20. Укажите основные изменения периферической крови 2-го периода острой лучевой болезни: а) лейкоцитоз; +б) лимфопения; +в) лейкопения; г) лимфоцитоз ^ а) лейкоцитоз; +б) лейкопения; в) эритроцитоз; +г) анемия; д) тромбоцитоз; +е) тромбоцитопения. ^ +а) инфекционные осложнения; б) лучевой шок; +в) кровоизлияния в кожу; г) возбуждение ЦНС; +д) внутренние кровотечения; е) "рентгеновское похмелье" ^ +а) снижением количества тромбоцитов в 1 мкл; б) повышением количества тромбоцитов в 1 мкл; +в) снижением способности тромбоцитов к агрегации; г) повышением способности тромбоцитов к агрегации; д) снижением проницаемости сосудистой стенки; +е) повышением проницаемости сосудистой стенки ^ а) совокупность механизмов, возникающих в организме под влиянием нарушения вредоносными факторами рефлекторных реакций, ведущих к изменению биохимического и ферментативного состава крови, обусловливающих возникновение, течение и исход заболевания; +б) совокупность механизмов, включающихся в организме под влиянием действия на него вредоносных факторов и проявляющихся в динамическом и в то же время стереотипном развертывании ряда физиологических, биохимических и морфологических реакций, обусловливающих возникновение, течение и исход заболевания ^ а) о причинах и условиях развития болезни; б) о болезни; +в) о механизмах развития болезни; г) о реактивности организма; д) о наследственности организма ^ а) почему возникло заболевание? б) что является причиной возникновения заболевания? в) что способствует развитию болезни? г) что препятствует развитию заболевания? +д) как, каким образом развивается заболевание? ^ а) вторичное повреждение; б) обострение заболевания; в) переход в хроническую форму; +г) первичное повреждение; д) формирование порочного круга ^ а) повреждение, влекущее возникновение порочных кругов; +б) повреждение, обусловливающее большинство проявлений заболевания; в) причины и условия возникновения заболевания; г) повреждения, являющиеся необратимыми ^ а) переход первично возникшей острой фазы в хроническую форму с периодами обострения и ремиссии; б) циклическое течение заболевания, при котором каждый новый цикл отличается от предыдущего прогрессирующим нарастанием выраженности расстройств; +в) возникновение положительной обратной связи между отдельными звеньями патогенеза, способствующей прогрессии болезни ^ а) истощение компенсаторных механизмов, ведущее к ухудшению состояния; б) возникновение любой патологической реакции; в) постепенная смена стадий болезни; +г) усугубление какого-либо звена патогенеза в результате возникающих реакций организма; д) последовательность терминальных состояний ^ +а) учение о механизмах возникновения, течения и исхода болезни; б) учение о причинах и условиях возникновения болезни; +в) конкретные механизмы развития патологических процессов; г) учение о типовых патологических процессах; д) учение о типовых формах патологии органа ^ Ситуационные задачи Задача №1 В результате повреждения контейнера одного из блоков реактора АЭС произошла утечка радиоактивных продуктов. В зоне повышенной радиоактивности оказались три человека. Ориентировочно они получили 300 Р. Их доставили в клинику. 1) Возникновение какой болезни можно ожидать у пострадавших? 2) Какое облучение (внешнее или внутреннее) ионизирующими лучами может быть причиной данной болезни? 3) Назовите стадии данной болезни 4) Какой исход болезни можно ожидать у пациентов при данной дозе облучения? ^ 1) Острой лучевой (костно-мозговая форма). 2) Внутреннее. 3) Первичных реакций, скрытый, период разгара болезни, исход болезни. 4) Выздоровление. Задача №2 В результате повреждения одного из блоков реактора АЭС произошла сильная утечка радиоактивных веществ. В зоне повышенной радиоактивности оказались два человека. Ориентировочно они получили 800 Р. Их доставили в клинику. 1) Как называется болезнь, которая возникла у пострадавших? 2) Что является причиной ее в данном случае? 3) Какой самый ранний симптом в I период болезни может свидетельствовать о повреждении системы крови? 4) Какой исход болезни следует предположить в данном случае? Задача №3 Исследователь С.во время аварии на АЭС находился в 10-км зоне. Спустя сутки после аварии: количество эритроцитов 4,5•1012/л, гемоглобин 155 г/л, ЦП = 1,1, ретикулоциты 4%о , лейкоциты 12,5•109/л. Лейкоцитарная формула: Э- , Б- , М- , Ю– 3, П– 7, С– 70, Л-15, М-5, тромбоциты 200•9/л 1) Имеются ли изменения крови, характерные для лучевой болезни? 2) О какой клинической форме лучевой болезни может идти речь? 3) Какой период лучевой болезни наблюдается у больного? 4) Чем объясняются увеличение количества лейкоцитов и изменения в лейкоцитарной формуле в данный период болезни? Задача №4 Спустя 8 дней после аварии на АЭС у больной, эвакуированной из 30-км зоны, при анализе крови обнаружено: эритроциты-4•1012/л, гемоглобин-160 г/л, ЦП – 1, ретикулоциты-1%О, лейкоциты-3,48•109/л. Лейкоцитарная формула: Э-, Б- , М- , Ю- , П- 10, С- 64, Л- 18, Мон- 7. 1) Имеются ли изменения в крови, свидетельствующие о возможности развития у данной больной лучевой болезни? 2) О какой клинической форме лучевой болезни может идти речь? 3) О каком изменении функции костного мозга свидетельствует уменьшение ретикулоцитов? Задача №5 Исследователь Н., находившийся 18 дней тому назад в зоне аварии АЭС, по расчетам получил дозу в 400 Р. Жалобы на общую слабость, боли в полости рта, затруднение глотания, появление крови в моче, мокроты. Кожа покрыта многочисленными точечными кровоизлияниями, дёсны отёчны, покрыты кровоизлияниями, в полости рта, на нёбе, в области н/миндалин – некрозы. Анализ крови: эритроциты-3,2•109/л, гемоглобин-110 г/л, ЦП – 0,9, ретикулоциты-0, лейкоциты-3,8•109/л, тромбоциты-110•109/л. Лейкоцитарная формула: Э-0, Б-3, М-0, Ю-0, П-4, С-46, Л-40, Мон-7. В лейкоцитарных клетках токсическая зернистость, вакуолизация, кариолизис, кариопикноз, гиперсегментация нейтрофилов, фрагментоз нейтрофилов и лейкоцитов. 1) Назвать болезнь, которая наблюдается у исследуемого. 2) Назвать период болезни, в которой находится пострадавший. 3) Назвать симптомы, подтверждающие наличие этого периода. 4) Какой исход болезни можно ожидать у данного больного? Занятие № 4 |