|
Скачать 0.62 Mb.
|
Публичный доклад МБОУ «Северский физико-математический лицей» Северск 2012 ^ / под общей ред. Володиной Л.А.. – Северск, 2012. – с. 34……. Коллектив авторов: В.В.Савушкина, Л.А.Володина, С.И.Кулманакова Краткая аннотация: В докладе приводятся данные о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Северский физико-математический лицей», касающиеся условий работы и учебы, материальной базе, квалификации педагогов, финансово-экономической деятельности и т.п. Описаны особенности образовательного процесса, дана характеристика образовательных программ. Представлены подробные результаты работы МБОУ СФМЛ, достижения учеников и педагогов в 2011 – 2012 учебном году. Доклад предназначен для Учредителя, представителей общественности, родителей, учащихся и выпускников лицея. СОДЕРЖАНИЕ
Введение Цель открытого информационно – аналитического доклада:
1. Общая характеристика учреждения Реквизиты учреждения
![]() Савушкина Валентина Владиславовна Директор, высшая квалификационная категория, Отличник народного просвещения, Ветеран атомной промышленности. Школа открыта 01.09.1961 г. как средняя школа № 194 г. Томска-7, с 01.02.1999 г. муниципальное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 194», 03.10.2003 г. школа получила статус лицея, 01.01.2004 г. переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Северский физико-математический лицей» Директора учреждения. Моложавая Ирина Владимировна с 01.07.1961 г. по 19.08.1966 г., Мишагина Лидия Михайловна с 20.08.1966 г. по 14.09.1972 г., Подъячева Римма Федоровна с 15.09.1972 г. по 27.08.1995 г., Савушкина Валентина Владиславовна с 28.08.1995 г. по настоящее время. П ![]() ^ Метелькова Е.А. – депутат, директор школы №80, Кальмаева Е.Н. – директор школы №89, Козырев А.С. – главный инженер СХК, кандидат технич. наук, Голоцуцков А. - олимпийский чемпион, член сборной России по гимнастике, Клоков С.Н. – депутат, кандидат мед.наук, Зубков А.А. – начальник лаборатории геотехнологического мониторинга СХК, Мазур Р.Л. – депутат, зам. главного инженера ЗРИ СХК, Степанова Т.Ю. – зав. кафедрой СГТА и др. Традиции. Лицейская научно-практическая конференция «Время выбирать профессию», фестиваль «Сибирью связанные судьбы», праздник «Посвящение в лицеисты», праздники «День знаний», «Последний звонок», «Выпускной вечер», «Новогоднее представление», слет победителей олимпиад, Дни здоровья, конкурс «Мисс СФМЛ». ^ В международной выставке УчСиб, всероссийском конкурсе «Школа года», всероссийских, региональных, областных, городских конференциях и семинарах, олимпиадах различных уровней, конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Английский бульдог», городском конкурсе патриотической песни, где ежегодно становится победителем, всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале школьников «Президентские состязания» и др. ^ подтверждена различными наградами и медалями, среди которых наиболее значимы следующие: 1999г. − Лауреат всероссийского конкурса "Школа года". 2001г. − Лауреат всероссийского конкурса "Школа века". 2001г.− Школа становится экспериментальной площадкой Института образования Сибири, Дальнего Востока и Севера Российской академии образования. 2002г. − Школа награждена 2 малыми золотыми медалями международной Сибирской Ярмарки "УчСиб - 2002". 2003г. − Школа награждена большой золотой медалью международной Сибирской Ярмарки "УчСиб - 2002". 2003г. − Школа прошла аккредитацию и переименована в "Северский физико-математический лицей". 2003г. − Золотая медаль "Вдохновение" российского конкурса "Первые шаги 2003". 2003г. - Диплом всероссийского открытого конкурса "Первые шаги - 2003" за работу "Судьба моей семьи в истории страны". 2007г. – МОУ СФМЛ - экспериментальная площадка ТОИПК и ПРО. 2008г. − МОУ СФМЛ становится победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (приоритетный национальный проект «Образование»). 2008 - 2010г. − Лауреат конкурса "Школа России". 2009-2011г. − Включение в Национальный Реестр "Ведущие образовательные учреждения России". 2010г. СФМЛ – победитель конкурса на получение денежного вознаграждения коллективами, внедряющими инновационные образовательные программы. 2009г. − Лауреат конкурса Академическая школа. 2011г. − МОУ СФМЛ - участник инновационной инфраструктуры системы образования ЗАТО Северск (приказ Управления образования от 03.08.2011 г., № 415) ^ Управление Учреждением осуществляется в соответствии с принципами принципов единоначалия, гласности, открытости, демократии и самоуправления. Элементами системы управления являются:
^ Учебный план школы сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. Уровень недельной учебой нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Вариативный компонент учебного плана распределяется на изучение предметов, входящих в инвариантную часть учебного плана (информатика, математика, физика, русский язык, МХК), предметов регионального компонента («Литературное наследие Сибири», «История Сибири», «Экология Томской области»), «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы социализации личности» в 1-9 классах и курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки в 8, 9 классах, в 10 классе на изучение профильных образовательных предметов (математика, физика, информатика) и элективные курсы: «математика на компьютере», «Хочу быть переводчиком», «сложные вопросы обществознания», «Разные виды сочинений», «Астрофизика» в 11 классах на изучение профильных образовательных предметов (математика, физика, информатика) и элективные курсы (« Стилистика русского языка», «Развивай дар слова», «Решение задач повышенной сложности по химии», «Решение задач повышенной сложности по физике».). Учреждение реализует следующие образовательные программы:
Первая ступень обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами гигиены и здорового образа жизни. Начальное образование является базой для получения основного общего образования. В 2011-12 уч.г. на первой ступени (1-4 классы) в МБОУ СФМЛ обучалось 7 классов. В процессе обучения на данной ступени реализуется образовательная программа, обеспечивающая всестороннее развитие обучающихся начальной школы «Школа России». Данная программа создана на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для успешного обучения на следующей ступени. В 1-х классах обучение велось на основе новых ФГОС НОО. Организация занятий по внеурочной деятельности являлась неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. МБОУ СФМЛ совместно с центром детского творчества «Поиск», детской городской центральной библиотекой предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие:
Во 2-4-х классах обучение велось на основе РБУП 2004 года. Изучались предметы вариативной части: русский язык, литературное наследие Сибири, курс «Основы религиозных культур и светской этики», курс «Развитие творческих способностей» Вторая ступень обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования и программ углубленного изучения предметов по выбору, условия становления и формирования личности обучающихся, их склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению и является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. При наличии условий и, исходя из запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), Учреждение организует предпрофильную подготовку. Предпрофильная подготовка организуется с целью обеспечения возможности для обучающихся предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Предпрофильная подготовка осуществляется за счет введения курсов по выбору обучающихся. Третья ступень является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Учащиеся третьей ступени имеют право изучать спецкурсы предметов по выбору, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. При наличии условий и, исходя из запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), Учреждение организует профильное обучение. Профильное обучение преследует следующие цели:
^ Базовое (общее) и дополнительное образование детей - равноправными и взаимодополняющими друг друга, поэтому в МБОУ СФМЛ была разработана модель системы дополнительного образования. Цель – создание открытого и доступного дополнительного образования для всех категорий обучающихся лицея. Дополнительное образование в лицее имеет нормативно-правовое закрепление. Все обучающиеся имеют равные возможности пользоваться дополнительными образовательными услугами:
Платные кружки для начальной школы:
В основе организации внеурочной деятельности и ДО лежит принцип личностной ориентации и достижения успешности воспитанников. Для учащихся 9-11 классов организованы занятия:
![]() Рисунок. Охват учащихся дополнительным образованием по классам (всего 275 человек) На базе МБОУ СФМЛ 16 лет работает городская физико-математическая школа в которой обучаются 200 учащихся из 16 школ города. Показателем результативной работы объединений ДО, кружков является участие ребят в конкурсах, соревнованиях различного уровня. Доля обучающихся, занявших 1, 2, 3 места в олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях сферы искусства, технического творчества регионального и федерального уровня составила 51% от общей численности обучающихся. ![]() Рисунок. Участие обучающихся во всероссийских мероприятиях (творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, конференциях, фестивалях и др.) в 2011-2012 учебный год ^ Расширение и качественное изменение характера международных связей, интернационализация всех сфер общественной, политической и экономической жизни нашей страны сделали иностранные языки реально востребованными. Для обучающихся начальной школы, согласно РБУП было организовано изучение английского языка: два часа в неделю. Классы (25 человек и более) делятся на подгруппы. В 5-11 классах на изучение иностранного языка отводилось 3 часа в неделю. Платное изучение английского языка ведется в дошкольном центре «Радуга». ^ Программа развития лицея и образовательная программа ставят перед каждым учителем задачу оптимального использования современных образовательных технологий с учётом уровня развития класса в целом и каждого ученика в частности с целью обеспечения качественного усвоения образовательных стандартов по всем предметам. Применение любой технологии проходит преимущественно с использованием активных форм обучения. Для повышения качества обучения на первой ступени учителями начальной школы в системе применяются современные образовательные технологии: технологии здоровьесберегающего обучения, информационно-коммуникационные, игровые технологии, технологии проблемного и развивающего обучения. Используемые технологии ориентированы на активизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося, развитие навыков коллективного взаимодействия. Все педагоги основной и старшей школы владеют современными образовательными технологиями и используют их в своей практике. Учителя лицея активно внедряют в образовательный процесс ИКТ-технологии, продуктивно работают по освоению проектных и здоровьесберегающих технологий, игровых и коммуникативно-диалоговых технологий. Методика проблемного обучения и внедрение в ежедневную практику коммуникативно-диалоговых форм обучения помогло учителям-гуманитариям стимулировать интерес учеников к изучению гуманитарных предметов и актуализировать познавательные мотивы учебной деятельности обучающихся. На уроках естественнонаучного цикла применяется рейтинговая система оценки знаний, компьютерный контроль знаний и др. ^ Воспитательная работа в лицее представляет собой взаимосвязанную, единую систему, субъектами которой являются:
В 2011-2012 учебном году коллектив лицея работал над темой «Воспитание гражданских, социальных и общекультурных компетенций учащихся через поликультурность и деятельностный подход». Ведущий принцип организации воспитательного процесса - это ориентация на общечеловеческие ценности: отечество, мир, человек, знания, труд, культура, семья. Для коллектива лицея приоритетными являются: личностный рост учащегося, его комфортное психологическое состояние и межличностные отношения в коллективе, основанные на взаимоуважении. Образ выпускника лицея - это компетентная, социально интегрированная и мобильная личность, способная к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Самоуправление – это реальная самостоятельная и совместная деятельность школьников, в которой поддерживаются равноправные отношения между детьми и создаются благоприятные возможности для их личностного и гражданского самоопределения. Таким органом в лицее является «Сенат». Воспитательная работа в физико-математическом лицее велась согласно плану ВР, по следующим направлениям, которые тесно связаны и перекликаются между собой:
Итогом работы по всем направлениям является активное участие воспитанников СФМЛ в мероприятиях разного уровня. Например, в международной заочной олимпиаде по основам наук «Урфоду» приняли участие только в третьем этапе 122 ученика 5-11 классов. ^ При планировании работы мы учитываем пожелания родителей, а именно какому из перечисленных направлений воспитательной работы необходимо уделить больше внимания: патриотическое, художественно-эстетическое, экологическое, нравственное, правовое, профориентационное. Кроме того, ежегодно проводится мониторинг удовлетворенности родителей уровнем воспитательной работы в лицее. Данный мониторинг дает возможность сделать выводы, которые учитываются при планировании работы. Так показатель полной удовлетворенности родителей уровнем ВР в 2011-2012 учебном году вырос по сравнению с прошлым учебным годом с 71% до 76%. Приоритетными направлениями в организации внеурочной работы и дополнительного образования стали:
Внеурочные формы освоения содержания образовательных областей и презентации учебных результатов:
Характеристика внутришкольной системы оценки качества Система внутришкольного мониторинга оценки качества образования на I, II и III ступенях обучения включает в себя:
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся администрацией лицея, руководителями методических объединений, а также каждым учителем-предметником, и фиксируется с помощью статистических таблиц, оценочных листов, классных журналов, дневников обучающихся на бумажных и электронных носителях. Согласно плану действий по модернизации общего образования Российской Федерации на 2011-2015 с 1 сентября 2011 года в МБОУ СФМЛ в 2-х первых классах введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива. ^ Список учебно-методического комплекта приведен в соответствие с ФГОС НОО. Разработаны программы внеурочной деятельности по направлениям: спортивно- оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальная деятельность. Выделены деньги на приобретение УМК. Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС НОО осуществлялось через: создание рабочей группы по введению ФГОС НОО; координацию деятельности администрации, педагогического совета, заседания рабочей группы учителей начальных классов. Решая поставленные задачи, лицей руководствуется Законом РФ "Об образовании", "Типовым положением об образовательном учреждении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года №732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы", Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 годы №1756-р "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 годы", Уставом лицея, внутренними приказами, в которых определен круг вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Говоря о качестве образования в нашем лицее, мы подразумеваем "степень достижения поставленных целей и задач". С целью реализации этих задач был проведен мониторинг успеваемости, качества знаний, качественной успеваемости в лицейских классах, качественной успеваемости на выпускных экзаменах в 9, 11 классах, а также отслежено количество медалистов, аттестатов с отличием (9 класс), процент поступления в ВУЗы, процент получения основного общего образования. С результатами мониторинга все учителя были ознакомлены. В СФМЛ разработан механизм управления качеством образования, который включает следующие этапы:
Сбор и анализ полученной информации был организован следующим образом: учителя-предметники выполнили прогнозирование учебных возможностей каждого школьника в зоне его ближайшего развития на текущий учебный год. ![]() Исследование мотивации проводилось в параллелях 5 ,6 ,7 , 9 ,10 классах.. В результате полученных данных было выделено 3 уровня мотивации: высокий, средний и низкий. Результаты исследований тщательно проанализированы, даны рекомендации как работать на каждом уровне. С целью выявления уровня мотивации учебной деятельности проведена диагностика состояния этого вопроса. Проведено анкетирование школьников 5-11 классов по вопросу «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?». Учащимся было предложено прочитать вопросы и для каждого предмета указать балл, наиболее соответствующий варианту ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда. Классными руководителями совместно с учителями-предметниками составлена карта развития учеников. Результатом данной работы стал сводный прогноз качественной успеваемости по лицею на текущий уч год. Таблица. Сводный прогноз качественной успеваемости по лицею на текущий уч год.
Результаты работы учителя по повышению качества знаний учитываются при начислении стимулирующих выплат. ^ Режим работы лицея определяется исходя из максимальной учебной нагрузки обучающихся на каждой ступени образования в соответствии с учебным планом Учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями. Учебный план предполагает шестидневную рабочую неделю во 2-11 классах и пятидневную в 1 классах. Обучение во всех классах проводится в первую смену. В первом классе в оздоровительных целях и для адаптации детей к требованиям Учреждения применяется «ступенчатый» режим. Постепенно увеличивается учебная нагрузка (в сентябре – 3 урока по 35 минут каждый, а также практикуются нестандартные уроки, которые создают комфортные условия для первоклассников в адаптационный период с октября – 4 урока по 35 минут). Продолжительность академического часа в последующих классах – 45 минут. Продолжительность учебного года: 34 учебные недели (1 класс), 35 учебных недель (2-8,10 классы). Режим и условия обучения в школе организованы в соответствии с требованиями СанПиНа:
В лицее работают 2 группы продленного дня для обучающихся 1-х классов. |