|
Скачать 1.63 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР) Кафедра телевидения и управления (ТУ) УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ТУ, профессор _________________И.Н. Пустынский «______»___________________2012 г. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) Учебное пособие РАЗРАБОТАЛ _________ Г.В. Дементьева «______»_________2012 г. 2012 Дементьева Г.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 128 с. © Дементьева Г.В., 2012 © Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2012 Содержание Предисловие 6 ^ Основные понятия оценки бизнеса 7 Основные факторы, определяющие стоимость 10 Бизнес, предприятие, фирма, капитал как объекты собственности и оценки 13 Особенности бизнеса как объекта оценки 15 Особенности предприятия, фирмы как объекта оценки 16 Цели оценки бизнеса 19 Виды стоимости, определяемые при оценке 21 Принципы оценки бизнеса 24 ^ Определение проблемы 26 Идентификация предприятия 26 Выявление предмета оценки 27 Определение даты оценки 28 Формулирование цели и функции оценки 28 Определение вида стоимости 30 Ознакомление заказчика с ограничительными условиями 32 Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку 34 Предварительный осмотр предприятия и знакомство с его администрацией 34 Определение исходной информации и ее источников 35 Определение состава группы экспертов-оценщиков 36 Составление задания и календарного плана оценки 36 Подготовка и подписание договора на оценку 38 Оплата услуг эксперта-оценщика 39 Сбор и анализ информации 39 Применение трех подходов к оценке стоимости предприятия 40 Доходный подход 40 Имущественный подход 41 Сравнительный (рыночный) подход 41 Согласование результатов, полученных с помощью различных подходов 42 Подготовка отчета и заключения об оценке 42 ^ Система информации 45 Внешняя информация 46 Внутренняя информация 54 Комплексный анализ финансовой отчетности 56 Инфляционная корректировка отчетности в процессе оценки 57 Нормализация бухгалтерской отчетности в процессе оценки 60 Трансформация бухгалтерской отчетности 64 Вычисление относительных показателей в процессе оценки 67 ^ Сущность метода ДДП 80 Основные этапы оценки предприятия методом дисконтирования денежных потоков 81 Выбор модели денежного потока 81 Определение длительности прогнозного периода 82 Анализ и прогноз валовой выручки от реализации 82 Анализ и прогноз расходов 84 Анализ и прогноз инвестиций 86 Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода 87 Определение ставки дисконта 89 Модель средневзвешенной стоимости капитала 90 Модель оценки капитальных активов 91 Деловой и финансовый риски 94 Оценка рисков компании 96 Кумулятивный подход к оценке риска 96 Способы снижения степени риска 98 Расчет величины стоимости в постпрогнозный период 98 Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период 100 Внесение итоговых поправок 100 ^ Экономическое содержание метода 102 Основные этапы применения метода 102 Анализ финансовой отчетности 102 Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована 105 Расчет ставки капитализации 106 Определение стоимости предприятия 106 ^ Общая характеристика сравнительного подхода 108 Преимущества и недостатки сравнительного подхода 109 Условия применения сравнительного подхода 110 Основные методы 110 Отбор предприятий-аналогов 112 Основные принципы отбора предприятий-аналогов 113 Этапы отбора 114 Основные критерии отбора 115 Характеристика ценовых мультипликаторов 118 Формирование итоговой величины стоимости 123 ^ Приложение 125 ПредисловиеПо мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса возрастает. В настоящее время согласно российскому законодательству существует ряд ситуаций, в которых оценка объектов собственности является обязательной: приватизация, передача в доверительное управление либо в аренду, ипотечное кредитование и т.п. Кроме того, оценка бизнеса необходима при купле-продаже предприятий, для оценки рыночной стоимости собственного капитала закрытых предприятий. Возрастает потребность в оценке бизнеса при кредитовании, инвестировании, страховании, при принятии управленческих решений. Настоящее пособие представляет собой конспект лекций по одноименному курсу в соответствии с Государственным образовательным стандартом для специальности «Антикризисный управляющий». В пособие вошли материалы из литературы [14]. Цель пособия – формирование теоретических, методических и практических подходов к оценке бизнеса. В нем приведены цели, задачи, принципы оценки бизнеса, рассмотрены подходы к оценке действующих предприятий, сфера их применения, а также порядок работ по проведению оценки. При изучении данной дисциплины предполагается, что студент уже изучил дисциплину «Теория и практика оценочной деятельности», так как ряд тем, например шесть функций денежной единицы, дисконтирование, подробно не рассматриваются. ^ Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка. Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта. Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками. Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и нематериальных. Предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его части могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением имущественных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, долги, нематериальные активы. Активы предприятия:
Ликвидные активы – наличные денежные средства и активы, которые могут быть легко превращены в наличные (казначейские облигации, вклады до востребования и др.). Стоимость действующего предприятия – стоимость предприятия, рассматриваемого как действующее, а не просто сумма активов предприятия. Это понятие используется и в значении стоимости всего действующего предприятия и той его части, которая превышает суммарную стоимость активов. Скорректированная балансовая стоимость предприятия:
Финансовое планирование – метод оценки доходности инвестиций, измеренной по прибыли или чистому доходу. Анализ движения денежных средств – изучение предполагаемого движения денежного потока или оттока капиталовложений. Инвестиционный анализ – анализ, отражающий соотношение между стоимостью предприятия, капиталовложениями в него и будущими чистыми доходами от его функционирования. Рыночный анализ – анализ рыночных условий торговли предприятиями (или их ценными бумагами). Предстоящие платежи – это балансовые суммы, которые предприятие задолжало за полученные от кредиторов товары и услуги (текущий пассив, текущие обязательства). Ожидаемые поступления – это балансовые суммы, которые должны быть выплачены предприятию за товары и услуги, поставленные предприятием другому предприятию. Фирма ожидает получить эти суммы в будущем. Фактический (базисный) учет – метод учета, при котором доходы и расходы признаются после того, как они действительно были получены или произведены. Забалансовые счета пассива (забалансовое обязательство):
Капитальные вложения для предприятия – стоимость получения капитальных вложений для предприятия в форме кредитов или акционерного капитала, которая отражает минимальный уровень отдачи от инвестиций, приемлемый для деятельности предприятия. Оборот капитала – отношение валовой годовой выручки к вложенному капиталу (средней сумме собственных средств). Балансовая прибыль (брутто прибыль) – разница между валовой выручкой и издержками производства. Чистая текущая стоимость – интегральный экономический эффект, т.е. разность между валовой выручкой от реализации продукции, рассчитанной за период осуществления проекта, и всеми видами расходов, суммированных за тот же период, с учетом фактора времени (то есть с дисконтированием разновременных доходов и расходов). Нетто продажи предприятия – суммарные размеры продаж продукции предприятия; соответствуют валовой выручке за вычетом возврата продукции, штрафов, расходов по доставке, скидок. Маржа:
Гудвилл – имя, репутация предприятия. Условная стоимость деловых связей предприятия, «цена» накапливаемых нематериальных активов (престижа, торговой марки, опыта деловых связей, устойчивости клиентуры, а также управленческих, организационных и технических ресурсов, репутации в деловом мире, механизма контроля за реализацией продукции и пр.); вся стоимость нематериальных активов, которые являются компонентом стоимости действующего предприятия. Гудвилл может быть связан с месторасположением, персоналом, различными правами или льготами легального характера (то есть закрепленными законодательно), постоянным общественным признанием. Гудвилл является нематериальным активом, часто не отражаемым в бухгалтерском балансе или отражаемым по заниженной стоимости. Однако эксперту-оценщику необходимо его оценивать при оценке действующего предприятия. Спрос – количество товаров и услуг, которое будет куплено по конкретной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выражении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных условиях. |