|
Скачать 1.62 Mb.
|
Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч) Планирование темы Урок 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его Урок 2. Становление наук о человеке Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его Задачи: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии. Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных; таблицы с изображением фистульных животных; психологическая таблица с изображением иллюзий. ^ I. Знакомство с организацией учебных занятий в 8 классе по курсу «Биология. Человек» и со структурой учебника ^
^ Фронтальный опрос по вопросам, помещенным в начале и в конце параграфа. IV. Задание на дом Прочитать статью «Как работать с учебником». Изучить § 1. Освоить определения наук анатомии, физиологии, психологии, гигиены. ^ Задача: дать понятие об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека. Оборудование: портреты ученых; пособия предшествующего урока для повторения изученного материала (см. оборудование 1-го урока). ^ /. Проверка знаний
^ 1. Ответы на вопросы, поставленные перед § 2 учебника. 2, История развития анатомии, физиологии, гигиены. (Рассказ учителя с заполнением таблицы на доске и в тетрадях.) ^
^
Далее целесообразно отметить Антония ван Левенгука, а также напомнить о системе Карла Линнея. Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней дать кратко, поскольку к этому вопросу будем возвращаться на протяжении всего курса. Закрепление знаний Ответы на вопросы в конце § 2. Изучение рубрики «Основные положения главы 1» по учебнику. IV. Задание на дом Изучить § 2. Повторить § 1 и выводы по главе 1. Повторить по учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») материал об истории развития зоологии и о классификации, предложенной К. Линнеем (с. 4—8). Происхождение человека (з ч) Планирование темы Урок 3. Систематическое положение человека Урок 4. Историческое прошлое людей Урок 5. Расы человека Систематическое положение человека Задачи: повторить систематические таксоны; определить место человека в системе живых существ; привести доказательства эволюции животных и человека: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, раскрыть значение рудиментов и атавизмов. Оборудование: таблицы с изображением рудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, эмбрионов различных животных и человека, палеонтологических находок древних людей. ^ Материал этого урока, по существу, не является для школьников новым. Многие общие понятия им знакомы из курса 7 класса «Биология. Животные», поэтому основным методом обучения может стать беседа, в которой общие положения подкрепляются конкретными фактами антропогенеза. /. ^ Индивидуальный опрос: 1) Ученые греко-римской культуры. 2) Ученые Возрождения. 3) Ученые более позднего времени. (Составление плана ответа у доски, ответы на некоторые пункты плана.) ^ 1. Система животного и растительного мира, предложенная Карлом Линнеем. Систематическое положение человека. (Рассказ с элементами беседы.) 2. Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека. Рудиментарные органы и атавизмы человека, свидетельствующие о его животном происхождении. Особенности строения человека в связи с прямохождением, трудовой деятельностью и речью. Показываются не только преимущества, но и недостатки, возникшие вследствие прямохождения. (Беседа с использованием таблиц.) ^
Закрепление знаний Выполнить работу нас. 17 под символом «!» в конце параграфа. ^ Изучить § 3. Вспомнить причины эволюции животного мира по Ч. Дарвину (§ 50 учебника В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс») и материал о приматах (§ 27 того же учебника). ^ Задачи: раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза. Оборудование: рисунки или бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков. ^ /. Проверка знаний
^
Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл. 3. Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.) Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.) Применение огня синантропами для обогрева и приготовления пищи.
Переход от присваивающей к производящей экономике — животноводству, а потом и к земледелию. (Рассказ учителя.)
III. Закрепление знаний Ответы на вопросы в конце § 4. IV. Задание на дом Изучить § 4. Повторить по учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») материал об ареалах, обитаниях и миграциях (§ 52). Повторить по учебнику 6 класса (Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс») признаки вида (заключение к теме «Классификация растений», с. 236). ^ Задачи: повторить признаки вида и доказать, что все люди принадлежат к одному виду Человек разумный; разъяснить связь образования рас с миграцией населения; доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне; показать сложность и вред расистских теорий; обосновать разницу между понятиями «раса», «народность», «нация», «народ»; раскрыть биологическую и социальную составляющую людей, принадлежащих к разным расам. Оборудование: таблица с изображением людей европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной рас. ^ /. Проверка знаний 1. Индивидуальный опрос: 1) Какие экологические условия повлияли на предшественников людей, в частности на австралопитеков? 2) Охарактеризуйте строение и образ жизни древнейших и древних людей. 3) Расскажите о появлении кроманьонцев, возникновении производящей экономики, религии, искусства. 2. Фронтальная беседа с классом: 1) Каковы признаки вида? 2) Что такое вид и разновидности в животном и растительном мире? ^
По одной из гипотез считается, что появление расы белокожих людей было связано с тем, что чернокожие африканцы, мигрирующие на север, столкнулись с недостатком витамина D, что стало причиной массового проявления рахита. У людей страдали кости скелета, и в частности тазовые кости у женщин. Это затрудняло роды и приводило к смерти и матерей, и новорожденных. В результате естественного отбора преимущество оставалось за людьми с менее пигментированной кожей, которая пропускала больше ультрафиолетовых лучей, содействующих выработке этого витамина. Благодаря изменению рельефа, появлению горных хребтов и морей, вернуться назад эти племена не смогли и развивались в условиях изоляции. Заметили, что при гипервитаминозе витамина D накопление кальция в крови приводит к образованию тромбов внутри сосудов, образованию почечных камней, что также приводит к высокой смертности. У чернокожих людей этого не происходит, потому что пигмент препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей и образованию избытка этого витамина в коже. Другой поток расселения шел по южной и восточной Азии вплоть до Австралии — материка, который оказался в изоляции. Это послужило причиной образования чернокожей австралоидной расы. Третья волна расселения шла через северо-восточную оконечность Азии на северо-запад Америки. Представители этой волны стали основателями монголоидной расы, к которой примыкают и американские индейцы, которых нередко выделяют в самостоятельную расу. Причинами расообразования являются изменчивость, наследственность, естественный отбор и изоляция. Эти факторы в настоящее время значительно ослабли и большого значения не имеют. Таким образом, биологическая составляющая в эволюции человечества уменьшается и возрастает социальная.
III. Закрепление знаний Ответы на вопросы в конце и начале § 5. ^ Изучить § 5 и основные положения главы 2. По учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») повторить материал о лучевой и билатеральной симметрии на примере иглокожих (§ 47, с. 244). Строение организма Планирование темы Урок 6. Общий обзор организма человека Урок 7. Клеточное строение организма Урок 8. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа Урок 9. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Общий обзор организма человека Задачи: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов; отработать навыки пользования анатомическими таблицами, схемами. Оборудование: торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека, внутренних органов млекопитающего животного, морской звезды. ^ /. Проверка знаний Темы для обсуждения: 1) Основные этапы эволюции человека. 2) Кроманьонцы, их образ жизни, культура, религия. 3) Миграционные потоки древних племен, причины появления расовых различий. 4) Факты, доказывающие, что все современные люди относятся к одному виду. Критика расистских теорий. 5) Различия между понятиями «раса», «народность» и «нация», «народ». ^ 1. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, организменный. (Объяснение учителя.) На субклеточном и клеточном уровне приоритетны законы физики и биохимии, в то время как на более высоких уровнях приоритетными становятся биологические законы, регулирующие работу тканей, органов и систем органов. Они в конечном итоге держат под контролем все процессы, происходящие в организме, в том числе и клеточный обмен.
^ Сравнение тела человека со строением тела млекопитающих животных. (Беседа с использованием таблиц.) Ответы на вопросы о значении регуляторных, исполнительных и репродуктивных систем организма, их составе и функциях. ^ Изучить § 6. Повторить строение клетки по учебнику 6 класса (Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс», § 2 и 3). ^ Задачи: показать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов; определить химический состав клеток; ввести понятия об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, составляющих основу жизнедеятельности клетки; повторить процессы, происходящие при делении клеток; сравнить животные и растительные клетки; разъяснить понятия «внешняя» и «внутренняя среда организма». Оборудование: таблицы с изображением растительной и животной клетки, клетки под электронным микроскопом, деления клетки. Для демонстрации опыта: химический стакан, 3%-ный пероксид водорода (аптечный), клубень картофеля, нож или терка + оборудование к уроку 6. ^ /. Проверка знаний
//. ^
^
Внешняя среда непрерывно меняется (перепады температуры, изменение газового состава, пищи и пр.). Внутренняя среда обладает постоянством и изменяется в строго определенных пределах. 4. Клетка под электронным микроскопом. (Работа с рис. 11 учебника. Следует уточнить положение клеточного центра: две коричневые трубочки, направленные перпендикулярно одна к другой. В некоторых изданиях учебника указатель проходит мимо них.) 5. Деление клетки. (Беседа с использованием рис. 12 учебника. Усложнение представлений, полученных в 6 классе, заключается в ведении понятий о ДНК и генах. В тексте указано, что в каждой хромосоме многие миллиарды генов. Последние работы в области расшифровки генома человека показывают, что весь геном человека, т.е. сумма всех генов, определяющих свойства наследственных особенностей организма, равна примерно 11 тыс. генов. Это намного изменяет наши прежние представления.
а) Химический состав растительной и животной клетки, наличие в ней органических и неорганических веществ. Роль обмена веществ в синтезе клеткой новых веществ и биологическом окислении белков, жиров и углеводов. Получение клеткой энергии. (Объяснение учителя.) б) Роль ферментов в обмене веществ. (Демонстрация опыта.) В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (HgOg). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода. Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается). в) Различие между понятиями «рост» и «развитие». (Рассказ-беседа.) Под ростом понимают нарастание размеров и массы клетки, под развитием — степень ее созревания. Молодая клетка, как правило, не может сразу включиться в работу. Она должна пройти ряд стадий развития. г) Покой и возбуждение. (Объяснение учителя.) Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна. Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал). Способность отвечать на раздражение называется раздражимостью, а способность совершать генетически определенную работу — возбудимостью. ^ Ответы на вопросы под символом «?» и вопрос № 1 под символом «!» в конце § 7. IV. Задание на дом Изучить § 7. Заполнить таблицу на с. 33 «Функции различных органоидов и частей клетки». Повторить по учебнику 6 класса {Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс») § 4 «Ткани». ^ Задачи: раскрыть понятия «ткань» и «орган», «тканевая жидкость» и «межклеточное вещество»; познакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме; научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы; продолжить формирование умений работать с микроскопом, ориентироваться в микроструктурах по их описанию. Оборудование: таблица «Ткани», таблица «Внутренние органы человека». Для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, микропрепараты растительной клетки, эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей. ^ /. Актуализация знаний Определение ткани. Вспомнив определение ткани, данное в б классе, следует подчеркнуть, что в группу клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, могут входить клетки, которые выделяют межклеточное вещество. Оно у животных и человека может быть бесструктурным или оформленным в виде лент, волокон, твердых пластинок. Далее уточняем, что понятия «межклеточное вещество» и «тканевая жидкость» — разные понятия. Тканевая жидкость пополняется из вышедшей из кровеносного сосуда жидкой части крови, состав которой при этом изменяется, межклеточное же вещество выделяется клетками. Оно далеко не всегда бывает жидким. Затем лекционно рассматриваем виды тканей. После чего проводим лабораторную работу по распознаванию микропрепаратов различных видов тканей. Поскольку в учебнике даны рисунки и описание препаратов, входящих в школьный комплект частной гистологии, то можно организовать самостоятельную работу по учебнику. Рассматривать под микроскопом нервную ткань на этом уроке необязательно. ^ Лабораторная работа «Ткани организма человека». (Проводится по плану, предложенному ниже.) 1. Локализация тканей в организме. Сравнение неповрежденной кожи и шрамов. Первые состоят из эпителиальной ткани, вторые из соединительной. Определение функций эпителиальной и соединительной тканей. Сопоставление путем пальпации тканей ушной раковины и костей предплечья. Определение свойств хрящевой и костной соединительной ткани. Выявление их опорной функции. Пальпация двуглавой мышцы, выяснение функции поперечнополосатой мышечный ткани. Сравнение с гладкой мышечной тканью. Демонстрация того, что поперечнополосатая мускулатура управляется нашим сознанием, а гладкая — действует рефлекторно, в соответствии с генетически заданной программой. Нельзя побледнеть или покраснеть по желанию, но вызвать соответствующие рефлексы возможно. Например, при штриховом раздражении тыльной поверхности кисти кожа вначале бледнеет — сужение сосудов, затем краснеет — расширение сосудов. 2. Микростроение тканей. Задание 1. Определить, растительная или животная ткань на препарате. (Предлагаются клетки кожицы лука или элодеи. При распознавании растительной клетки учащиеся отмечают наличие у нее целлюлозной оболочки, пластид и вакуолей. В животной клетке эти структуры отсутствуют.) Задание 2. Определение по рисункам и описанию учебника следующих тканей: мерцательного (цилиндрического) эпителия (рис. 13, Г), хряща (рис. 14, Г), гладкой (рис. 15, А) и поперечнополосатой мышечной ткани (рис. 15, Б). ^ Отчеты учащихся о заполнении таблицы «Функции органоидов и частей клетки». Ответы на вопросы: 1) Что такое фермент? 2) Имеются ли ферменты в растительных и животных тканях? 3) Какие процессы обмена веществ идут у животных и растений? 4) По каким параметрам вы могли бы определить, на каком уровне развития находилась просмотренная вами растительная клетка? (Судить об уровне развития клетки можно по размерам вакуоли и положению ядра.) ^ Изучить § 8 до статьи «Нервная ткань». По учебнику 7 класса (Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс») повторить материал о рефлексе (§ 43). ^ Задачи: познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении; повторить и уточнить определение рефлекса, полученное учащимися в курсе биологии 7 класса; в ходе опыта изучить принципы рефлекторной регуляции, причины возбуждения и торможения нейронов. Оборудование: микроскопы, набор микропрепаратов тканей, таблицы «Основные группы тканей», «Рефлекторная дуга». |