|
Скачать 0.67 Mb.
|
Орловский областной Центр психолого-медико-социального и педагогического сопровождения Орловский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ Профилактический тренинг по проблемам ВИЧ/СПИДа «Мой выбор» (Методические рекомендации для педагогов по работе со старшими подростками) г. Орел, 2002 г. М Утверждено научно-методическим советом Обл. ППМС-центра 29.05.02 г. 54 Методические рекомендации для педагогов по работе со старшими подростками «Профилактический тренинг по проблемам ВИЧ/СПИДа «Мой выбор»» Под редакцией директора Орловского областного Центра психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, Заслуженного учителя РФ — В.С Кашликовой., главного врача областного Центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ, кандидата медицинских наук, Заслуженного врача РФ — В.Ф. Молотилова. Данное методическое пособие предназначено для широкого круга специалистов — социальных педагогов, психологов, классных руководителей общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Составители: Чистилина Ю.М. — социальный педагог Орловского областного Центра психолого-медико-социального и педагогического сопровождения. Булгакова Л.А. — социальный педагог Орловского областного Центра психолого-медико-социального и педагогического сопровождения. Софронова Р.И. — заместитель главного врача областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ. Ларичева Н.Н. — врач-эпидемиолог областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и ИЗ. ВведениеИнфекция, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) — ВИЧ-инфекция, в финале которой развивается смертельный синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД), является одним из опаснейших инфекционных заболеваний человека. Главная опасность ВИЧ-инфекции, определяющая её социальное значение, — практически неизбежная гибель инфицированных в среднем через 10-12 лет после заражения ВИЧ. По оценочным данным Программы Организации объединённых наций по СПИДу и Всемирной Организации Здравоохранения, на конец 2001 года в мире число людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, составляло порядка 40 миллионов человек, из них 2,7 миллиона — дети до 15 лет. Только в 2001 г. от СПИДа в мире умерло 3 миллиона человек, 580 000 из которых — дети. За последние 20 лет ВИЧ-инфекция медленно, но неуклонно проникала из первоначальных очагов — США и Центральной Африки — на все континенты и во все страны мира. Благодаря тому, что Россия и другие страны Восточной Европы длительное время находились в относительной изоляции, эпидемия ВИЧ-инфекции в этом регионе началась позднее, чем на других территориях. Однако к концу 1999 года в России было зарегистрировано уже 25 тысяч ВИЧ-инфицированных российских граждан, а к концу 2001 года — уже 177 тысяч человек, в том числе детей — 2,6 тысячи. Это официальная статистика. Реальное же число инфицированных в России превышает официально зарегистрированные цифры как минимум в 5-6 раз. Ситуация, аналогичная российской, сложилось и в Орловской области. Первый случай ВИЧ-инфекции на территории области был зарегистрирован в 1987 году у иностранной студентки. За последующие 12 лет по 1998 год включительно эпидемиологическая ситуация по данной инфекции расценивалась как относительно стабильная, всего было выявлено 22 случая. С апреля 1999 года зарегистрирован резкий рост числа ВИЧ-инфицированных, и только за 1999 год выявлено 159 новых случаев, что в 7,2 раза больше, чем за предыдущие 12 лет суммарно. Из 159 человек — 125 это жители г.Орла и Орловской области. Резкий рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции был обусловлен развитием вспышек во Мценском районе — 89 случаев и в Северном районе г. Орла — 23 случая. В распространении ВИЧ-инфекции были выявлены две характерные особенности: во-первых, сформировались местные очаги ВИЧ-инфекции, во-вторых, парентеральный путь передачи, связанный с немедицинским потреблением наркотиков стал ведущим (на его долю пришлось 85,6 % всех путей передачи). В 2000 году отмечалась временная стабилизация эпидемического процесса, среди местных жителей было зарегистрировано 65 новых случаев, что в 1,9 раза меньше, чем за предыдущий 1999 год. В 2001 году в области произошло резкое обострение эпидемиологической ситуации по распространению ВИЧ-инфекции, только среди местных жителей зарегистрированы 242 новых случая, что в 3,7 раза больше, чем за предыдущий 2000 год. Итого с 1987 года по 01.01.2002 г. с ВИЧ-инфекцией выявлено 440 жителей города Орла и Орловской области. И в текущем 2002 году еженедельно выявляются несколько новых случаев этой инфекции. Особую тревогу у специалистов вызывает тот факт, что более 80% ВИЧ-инфицированных — это подростки и молодёжь. Именно этой категории зачастую свойственно необдуманное поведение в различных ситуациях частично из-за незнания, частично — из-за отсутствия жизненного опыта или желания быстрее окунуться во взрослую жизнь. Поэтому предоставление необходимой информации занимает важное место в системе профилактических мероприятий в молодёжной среде. В связи со сложностью проблемы ВИЧ/СПИДа добиться результативности в работе с молодёжью можно только при условии системного подхода к предоставлению информации учащимся, так как эпизодические мероприятия результативности, как правило, не дают. Необходимость первичной профилактики признаётся сегодня и врачами, и педагогами, и общественностью. Болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактическая работа должна строиться на комплексной основе и обеспечиваться совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов, медиков. Нами было проведено исследование, в целях изучения уровня информированности педагогов по проблеме профилактики ВИЧ/СПИД. Проанализировав ответы специалистов на тест, можно сделать некоторые выводы. Результаты показали поверхностный характер знаний социальных педагогов об инфекции. Опрошенные показывают неплохие знания о путях передачи ВИЧ-инфекции, о способах предупреждения заражения. Но, вместе с тем, отмечается низкий уровень знаний о проявлениях СПИДа, об оппортунистических инфекциях. У многих возникли проблемы при ответе на вопросы, касающиеся периода «окна» и жизнеспособности вируса. От того, насколько методически правильно будет организована профилактическая работа, зависит результат, цена которого — здоровье и жизнь детей, будущее России. Настоящее методическое пособие - это профилактический тренинг ВИЧ/СПИД, который предоставляет возможности не только развития коммуникативных навыков, но и затрагивает проблемы ответственного поведения, информирования о степени риска заражения ВИЧ/СПИД. Предоставляется методическое пособие для социальных педагогов, классных руководителей, психологов, медиков по профилактике СПИД. ^ При организации и проведении занятия в рамках этой программы, ведущему необходимо ориентироваться, прежде всего, на подтверждённые исследованиями факты, общекультурные гуманистические ценности, создавая в группе атмосферу доверия, уважения, совместного поиска. Рекомендуется на занятиях использовать такие позиции в общении и обсуждении проблем: «так думает человечество» «так думаю я» «так думаете вы» Работа по профилактическому тренингу «Мой выбор» предполагает цикл из восьми занятий, объединённых общей целью. ^
Основная форма работы — групповые занятия. Оптимальное число участников группы — 14-16 человек. Возраст участников 15-17 лет. Продолжительность одного занятия 1-2 академических часа. Продолжительность и частота встреч могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников. Наилучший эффект следует ожидать от проведения занятий с перерывом 2-3 дня. Желательно, чтобы группа по половому признаку была смешанной. Целесообразно, чтобы ведущий группы предварительно был знаком с участниками. Надо учитывать, что если ведущим будет классный руководитель или педагог, работающий с ребятами постоянно, то на групповые встречи будут влиять те отношения, которые сложились ранее. Мы предлагаем 2 варианта анкет, которые будут даваться на четвёртом и последнем занятиях (выберите один вариант, наиболее приемлемый для вас). Цель анкетирования состоит в том, чтобы проверить уровень информированности ребят о проблеме (приложение №1). Также прилагается анкета обратной связи, которую учащиеся заполняют в конце каждого занятия (приложение № 2) При проведении групповых занятий могут использоваться следующие методы:
|