|
Скачать 3.85 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития» Кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии им. проф. В.В. Иванова ПАТОЛОГИЯ Учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 3 курса обучающихся по специальности 060108 – «Фармация» (очная форма обучения) Красноярск 2009 УДК 616 (075.8) ББК 52.5 П 20 Патология: учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 3 курса обучающихся по специальности 060108 – «Фармация» / сост. Т.Г. Рукша, Е.Ю. Сергеева, Ю.А. Фефелова и др. – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 201 с. Составители: Рукша Т.Г., Сергеева Е.Ю., Фефелова Ю.А., Бардецкая Я.В., Климина Г.М., Жирова Н.В., Зобова С.Н., Новикова Л.В. Учебное пособие соответствует рабочим программе дисциплины 060108 -«Фармация» и содержит вопросы для самоподготовки, самоконтроль по тестовым заданиям, самоконтроль по ситуационным задачам. Рецензенты Заведующий кафедрой физиологии КрасГМУ д.м.н., профессор Савченко А.А. Заведующий кафедрой патологической анатомии КрасГМУ д.м.н., проф. Зыкова Л.Д. Утверждена на ЦКМС (протокол № 1 от «28» сентября 2009г.) КрасГМУ 2009 Содержание Тема № 1 Вводное занятие. Предмет и задачи патофизиологии. Методы патофизиологии. Общая нозология. Тема № 2 Повреждение клетки. Общие механизмы повреждения, проявления повреждения клетки. Механизмы защиты и адаптации. Тема № 3 Болезнетворное действие факторов окружающей среды: патогенное действие химических, биологических и физических факторов. Тема № 4 Роль наследственности в патологии. Причины наследственных форм патологии. Классификация наследственных форм патологии. Методы изучения наследственных болезней. Тема № 5 Типовые патологические процессы. Патофизиология органно – тканевого кровообращения и микроциркуляции. Тема № 6 Воспаление. Этиология воспаления. Основные компоненты патогенеза воспалительного процесса. Тема № 7 Воспаление. Ответ острой фазы. Лихорадка. Тема № 8 Патология иммунитета. Иммунодефицитные состояния. Синдром приобретенного иммунодефицита. Тема № 9 Аллергия. Этиология и патогенез аллергических заболеваний. Тема № 10 Нарушения тканевого роста. Канцерогенез. Тема № 11 Патофизиология энергетического и углеводного обменов. Тема № 12 Патофизиология липидного обмен. Тема № 13 Патофизиология белкового обмена. Тема № 14 Расстройства водного обмена и нарушения кислотно-основного состояния. Нарушения обмена ионов. Тема № 15 Общая патофизиология эндокринной системы. Тема № 16 Этиология и патогенез отдельных синдромов и заболеваний эндокринной системы. Патология гипофиза, надпочечников, половых желез. Тема № 17 Этиология и патогенез отдельных синдромов и заболеваний эндокринной системы. Патология щитовидной железы, паращитовижных желёз. Тема № 18 Типовые патологические процессы в нервной системе. Патофизиология боли. Тема № 19 Нарушения системы эритроцитов Тема № 20 Нарушения системы лейкоцитов Тема № 21 Расстройства системы гемостаза Тема № 22 Патофизиология системы кровообращения. Нарушения кровообращения при гипо- и гиперволемиях. Сердечная недостаточность. Коронарная недостаточность Тема № 23 Патофизиология системы кровообращения. Сердечные аритмии. Артериальные гипертензии. Атеросклероз Тема № 24 Патофизиология внешнего дыхания. Гипоксия Тема № 25 Патофизиология экстремальных состояний. Коллапс. Шок. Кома Тема № 26 Патофизиология пищеварения Тема № 27 Патофизиология печени Тема № 28 Патофизиология почек Список литературы Список сокращений ^ Тема № 1 Патофизиология – раздел медицины и биологии, изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов, состояний и реакций; формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики, разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также теоретические положения медицины и биологии.Предмет патофизиологииПредмет (объект) изучения патофизиологии включает три компонента:
Все компоненты предмета «патофизиология» (и как науки, и как учебной дисциплины) изучаются и описываются с позиций этиологии и патогенеза заболеваний или патологических процессов, их проявлений и механизмов развития, принципов их диагностики, лечения и профилактики.Задачи патофизиологииПатофизиология разрабатывает проблемы этиологии и патогенеза заболеваний, механизмов их проявлений, формулирует принципы диагностики, лечения и профилактики болезней.ЭтиологияПатофизиология выясняет, описывает и объясняет причины и условия возникновения болезней, болезненных состояний и патологических процессов. Знание этих факторов позволяет ответить на вопрос «почему возникает?» болезнь или патологический процесс.ПатогенезПатофизиология исследует, описывает и объясняет механизмы развития болезней и патологических процессов, механизмы их проявлений. Это даёт возможность ответить на вопрос «как развивается?» болезнь или патологический процесс.ДиагностикаПатофизиология формулирует и обосновывает принципы и методы выявления (диагностики) болезней и патологических процессов. В основе решения этой задачи лежит знание механизмов возникновения, развития и завершения болезней и патологических процессов. Это позволяет научно обосновать рациональную схему диагностического поиска у каждого конкретного пациента, т.е. ответить на вопрос «как выявить?» болезнь или патологический процесс.Лечение и профилактикаПатофизиология формулирует и аргументирует принципы и методы лечения, а также профилактики болезней и патологических процессов, т.е. отвечает на вопрос «как лечить и предупредить?» болезнь.Методы патофизиологииВ патофизиологии, как в науке, так и в учебной дисциплине, применяются следующие классы методов: моделирования, теоретического анализа, клинического исследования, а также методы других медико-биологических дисциплин (биохимические, морфологические, биофизические, статистические и др.). Все названные классы методов позволяют получить объективную информацию об этиологии, патогенезе и проявлениях болезней и патологических процессов у каждого конкретного пациента, а также в условиях эксперимента. |