Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме





Скачать 0.7 Mb.
Название Клиническое руководство по черепно-мозговой травме
страница 1/4
Дата конвертации 02.03.2013
Размер 0.7 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

31

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ

В.Л.Найдин, О.А.Максакова, О.А.Кроткова, Н.Я.Смирнова

31.1. ВВЕДЕНИЕ

Эпидемиологические исследования последних лет показывают неуклонное нарастание доли черепно-мозговой травмы в общем списке инвалидизирую-щих заболеваний, причем отмечается, что стра­дают преимущественно представители наиболее активной и экономически эффективной группы населения (29, 31, 32). Непрекращающиеся воен­ные действия и шквал терроризма постоянно уве­личивают число жертв ЧМТ.

Реабилитация как самостоятельная научная дис­циплина появилась после Второй мировой войны, и периоды ее наиболее интенсивного развития так или иначе совпадают с войнами, когда основной социальный запрос связан с быстрым возвраще­нием наибольшего числа пострадавших в строй или к станку.

В России во время Великой Отечественной вой­ны проводились фундаментальные исследования А.Р.Лурии и Н.А.Бернштейна, обосновавшие воз­можность направленного восстановления нарушен­ных функций мозга Эти исследования заложили базис отечественной нейрореабилитологии (4, 16, 17). В США окончание вьетнамской войны сопро­вождалось реабилитационным бумом: количество реабилитационных программ за десятилетие воз­росло от нескольких десятков до более полутысячи (33, 36).

Развитию реабилитологии способствовала тех­нологическая революция конца XX века. Были со­зданы средства и устройства, приспосабливающие среду к потребностям человека, пережившего моз­говую катастрофу: противопролежневые матрасы, кресла, обеспечивающие почти автономное пере­мещение на любые расстояния в условиях большо­го города, совершенные компьютерные системы,

работающие на принципах биологической обрат­ной связи и предназначенные как для восстанов­ления и переобучения отдельных функций, так и для выполнения сложных бытовых актов.

Безусловно, уровень развития нейрореабилита-ции связан с экономическим развитием страны. В настоящее время некоторые специализированные учреждения России располагают передовым осна­щением, а достижения в восстановлении пациен­тов, после тяжелых травм, судя по оценкам за­падных коллег, соответствуют международному уровню. Это обстоятельство позволяет выделять не­которые различия в концептуальных подходах в России и на Западе.

Западные реабилитологи, оценив дефициты функций пациента, максимально адаптируют ок­ружающую среду под ограниченные возможности больного, используя разнообразные высокотехно­логичные приспособления (36, 40).

Отечественная реабилитология основной акцент делает на восстановительном обучении, на мак­симально более полном восстановлении двигатель­ных и психических функций пациента (35). По-видимому, с практических позиций тактика реа­билитационных воздействий должна находиться в «золотом сечении»: с учетом материальных и вре­менных затрат, восстановить функции больного на­столько, чтобы обеспечить возможность его адап­тации в частично трансформированной среде.

Нужно иметь в виду, что шкала последствий черепно-мозговой травмы чрезвычайно широка — тяжелая травма приводит к появлению грубых нео­братимых дефектов двигательных и психических функций, но и легкие травматические поврежде­ния мозга не проходят бесследно. Так, по результа­там лонгитюдных исследований, даже легкая трав­ма мозга может дезадаптировать ребенка на весь

516

^ Реабилитация при черепно-мозговой травме

последующий период взросления — он с большими

затруднениями преодолевает возрастные кризисы, осложняются социальные контакты, затормажива­ется процесс самореализации. Черепно-мозговая травма средней тяжести психопатологизирует взрос­лого человека, часто предопределяет его стремитель­ную алкоголизацию и другие виды зависимости.

Спектр потребности в нейрореабилитации, про­стирающийся от вегетативного состояния до пост­травматической социопатии, включает сотни ты­сяч наших сограждан. При этом мировой опыт по­казывает, что у каждого пациента, перенесшего черепно-мозговую травму, есть резервы восстанов­ления. Не только на ранних этапах, но и в отдален­ные сроки (4—5 лет) после катастрофы можно су­щественно повысить качество жизни этих больных, сделать их менее зависимыми.

Социальная значимость нейрореабилитации очень высока: даже частичное решение проблем людей, перенесших церебральную катастрофу, — это улуч­шение качества жизни их семей и реальный вклад в гуманизацию общественного сознания.

Итак, реабилитация представляет собой систе­му мероприятий медицинского, психологического и социального характера, целью которых является вос­становление как нарушенных функций и здоровья боль­ного, так и его личного и социального статуса.

В последние годы в реабилитологию введено понятие «качество жизни, связанное со здоровь­ем» (health-related quality of life). Эта интеграль­ная характеристика все чаще рассматривается в качестве главного ориентира при оценке эффек­тивности реабилитационной службы (3, 10, 29, 31, 32), хотя ее ценность представляется сомни­тельной для индивидуального реабилитационно­го процесса.

Многоплановость задач, имеющих отношение к восстановлению человека после нейротравмы, предполагает участие в реабилитационном процессе специалистов разного профиля. В нейрореабилита-ционную команду входят врач-реабилитолог (с не­врологической подготовкой), психологи разных специальностей, логопед, методист лечебной физ­культуры, массажист, физиотерапевт, трудотера-певт и др. Участие и роль того или иного специа­листа определяются характером имеющихся у больного дефектов, причем на разных этапах ре­абилитации одного пациента состав команды может меняться, меняется и значимость различ­ных профессиональных воздействий в решении стоящих на данном этапе проблем.

В арсенале каждого специалиста нейрореабили­тации существуют многие сотни приемов и мето-

дов. В первом разделе данной главы будет представ­лена краткая характеристика этих способов воз­действия, в литературе такой перечень часто обо­значается как «реабилитационные услуги». Во вто­ром разделе главы показано, как формируется ре­абилитационная команда и осуществляется ход ре­абилитационного процесса. В третьем разделе дана характеристика двух взаимосвязанных явлений, показано, как результаты повседневной реабили­тационной работы «питают» фундаментальные представления о работе мозга, его пластичности, структурно-функциональных отношениях, и, с другой стороны, как использование данных фун­даментальной науки позволяет прогнозировать процесс восстановления и повышать его эффек­тивность.

31.2. Методы реабилитации при последствиях черепно-мозговой травмы

31.2.1. Дефекты двигательной сферы

Спектр последствий черепно-мозговой травмы для двигательной сферы пострадавшего простирается от полной обездвиженности больного с тетрапаре-зом до сложных апраксических нарушений, при ко­торых произвольные движения не достигают своей цели и, осознаваясь больным как «неверные», са­мостоятельно не исправляются. Методами реаби­литационных воздействий при нарушениях движе­ний являются лечебная физкультура, массаж, реф­лексотерапия, мануальная терапия, протезирова­ние и ортопедия, нейрохирургические вмешатель­ства, специальная медикаментозная терапия, фи­зиотерапия, трудотерапия и др.

Ведущее положение в этом ряду дисциплин бе­зусловно занимает лечебная физкультура (кинезо-терапия) (3, 10, 20). Выделяют ее неспецифичес­кие и направленные эффекты.

К неспецифическим последствиям лечебной физкультуры относится преодоление режима гипо­динамии, стимуляция сердечно-сосудистой и ды­хательной систем, повышение обмена веществ, улучшение трофических процессов и регенерации. Занятие лечебной физкультурой — это еще и воз­можность отвлечь больного от мыслей о болезни, повысить его настроение, стимулировать целенап­равленную активность. Правильно подобранные упражнения ЛФК показаны практически всем боль­ным, перенесшим черепно-мозговую травму.

517

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме






Рис 31-1.Вертикализацияна поворотном столе

Направленные эффекты кинезотерапии являют­ся результатом аналитической работы, учитываю­щей конкретный двигательный дефект больного, все его нарушенные и сохранные звенья, степень осоз­нанности и произвольности в регулировании пове­дения, состояние когнитивных функций и премор-бидных особенностей личности. Такие воздействия всегда индивидуальны, их целью является воссоз­дание утраченных возможностей или формирование новых функциональных систем движений в обход нарушенных. Это многие сотни приемов и упражне­ний лечебной физкультуры, не только индивиду­ально подобранных, но и меняющихся быстро и пластично с изменением статуса больного. Здесь бу­дут даны краткие иллюстрации особенностей тако­го подбора при разных двигательных дефектах.

^ Спастические парезы и параличи. Упражнения направлены на снижение мышечного тонуса, уве­личение силы мышц, устранение порочных содру­жественных движений — синкинезий.

В ранние сроки после тяжелой ЧМТ наиболее часто кинезотерапия начинается с лечения положе­нием (постуралъные упражнения).

Лечение положением предупреждает образова­ние тугоподвижности суставов, контрактур и де­формаций в паретичных конечностях, поддержи­вает пассивное равновесие между паретичными мышцами и их антагонистами, предупреждает пе­рерастяжение паретичных мышц, появление пато­логических синкинезий и синергии. Под этим ме­тодическим приемом понимается специальная ук­ладка конечностей, а иногда и всего туловища в определенное корригирующее положение, исполь­зуются гипсовые и винипластовые лонгеты, фик­сирующие повязки, лейкопластырные натяжения, валики, и др.

К постуральным упражнениям можно отнести и тренировку ортостатической функции на специ­альном поворотном столе. Она широко применяет­ся в раннем посттравматическом периоде у боль­ных с грубыми парезами нижних конечностей и мышц туловища. Больной фиксируется к столу при­вязными ремнями и приводится в вертикальное положение (рис. 31-1.). Таким образом осуществля­ется тренировка сердечно-сосудистой системы, предупреждается венозный стаз, тромбофлебиты и другая венозная патология, проводится физио­логически пассивная тренировка функции моче­вого пузыря, в котором возникают нормальные ощущения именно при вертикальном положении туловища. Важны и психологические аспекты это­го лечебного метода —- взгляду больного становит­ся доступен окружающий его мир в комнате и за

окном, а это важный стимул его психической ак­тивизации. Лечение положением на поворотном сто­ле предшествует следующим стадиям двигательно­го режима — переходу больного к стоянию и ходь­бе (рис. 31-2,3,4) устраняет патологические ортос-татические реакции.

Логическим продолжением постуральных упраж­нений на ранних стадиях реабилитации является система пассивных движений паретичных конечно­стей. С их помощью исключаются патологические синкинезий, восстанавливаются схемы нормально совершаемых движений. Во время этих упражнений максимально используется зрительный контроль и обращение сознания больного к глубоким сустав-но-мышечным ощущениям.

Среди специальных активных упражнений сле­дует назвать обучение расслаблению мышц. Вначале больной обучается расслаблению мышц на здоро­вой конечности, а затем — на паретичной. Помимо

518

Реабилитация при черепно-мозговой травме











Рис. 31-2 а, б. Вертикализация при нарушенном контроле позы и спастическом тетрапарезе с частичной фиксацией.













Рис. 31-3. Тренировка стояния: частичная фиксация, попытка выпрямиться и удержать корпус в вертикальном положении

Рис. 31-4. Радость первого шага. Брусья придают пациенту чув­ство безопасности


активного волевого усилия больного здесь исполь­зуются упражнения с направленным напряжением мышц-антагонистов, локальный расслабляющий массаж и т.д.

Важным методическим приемом восстановле­ния является использование безусловнорефлектор-

ных связей. Необходимо получить избирательное напряжение мышц, являющихся антагонистами пораженным мышцам. Например, в положении больного лежа на животе с поворотом головы впра­во удается получить активное сокращение мышц-сгибателей голени слева. Если к этому добавить еще

519

^ Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

разгибание головы назад, регистрируется активное сокращение экстензора предплечья с одновремен­ным снижением тонуса в его антагонисте — флек­соре. Подобное комплексное упражнение нормали­зует взаимоотношения флексоров и экстензоров паретичной конечности, позволяет добиться актив­ного напряжения нужной группы мышц.

При перестройке функциональных систем дви­жения в двигательном акте начинают использо­ваться мышцы, в нем ранее не участвовавшие. На­пример, для преодоления дефекта ротаторной функции плеча работа пораженной большой груд­ной мышцы заменяется активным напряжением широчайшей мышцы спины, иннервация кото­рой чаще оказывается сохранной. Как при спас­тических, так и при вялых парезах в некоторых случаях осуществляется направленное усиление функций непораженных групп мышц, например, значительное усиление m. brachioradialis при не­возможности получить достаточную функцию т. biceps brachi.

^ Вялые парезы и параличи. Упражнения направ­лены на увеличение силы мышц, на создание рав-

новесия между паретичными мышцами и их си-нергистами (антагонистами),на предупреждение и устранение суставно-мышечных контрактур и ту­го подвижности, предупреждение перерастяжения паретичных мышц и т.д.

Например, при глубоком парезе четырехглавой мышцы единственным способом ее тренировки бу­дет выполнение следующего упражнения: исходное положение — лежа на противоположном боку, бед­ро и голень на подвесах, бедро в тазобедренном су­ставе разогнуто назад, голень согнута. В таком поло­жении точки прикрепления четырехглавой мышцы максимально растянуты, а точки прикрепления мыщц-антагонистов сближены и не противодейству­ют движению четырехглавой мышцы. Подвес ноги на ремнях устраняет силу трения о поверхность. В этом положении малейшие функциональные воз­можности четырехглавой мышцы будут выявлены, продемонстрированы больному, а в последующем усилены за счет других тренировочных приемов.

Специальные дыхательные упражнения (рис. 31-5), при которых больной обучается так называемому диафрашальному, грудному и смешанному типам



Рис. 31-5. Дыхательные упражнения. А — Дыхательные упражнения. Вибрирующие сдавливания грудной клетки во время выдоха. Б — Обучение диафрагмальному дыханию. Движение брюшной стенки вперед с преодолением сопротивления во время вдоха. В — Локальное дыхательное упражнение. Вентилируется нижняя доля правого легкого. Г — Локальное дыхательное упражнение в положении на боку. Вентилируется нижняя доля левого легкого.

520

^ Реабилитация при черепно-мозговой травме

дыхания, часто используются в остром периоде че­репно-мозговой травмы при гипостатических и ас-пирационных пневмониях, для борьбы с легочными осложнениями у больных, находящихся в коматоз­ном и вегетативном состоянии, а также при работе с парезами и параличами дыхательной мускулатуры.

Атаксии. Проводимые упражнения направлены на повышение точности и меткости движений, улучшение координации между суставами и мы­шечными группами, тренировку равновесия и т.д.

Одним из важных методических приемов при реабилитации больных с атаксиями является ис­кусственное усиление афферентации от движущих­ся частей тела. Для этого осуществляется отягоще­ние сегмента конечности (пальцы, кисть, предпле­чье) или всей конечности с помощью различных приспособлений — мягких металлических пластин, мешочков с песком, утяжеленных бытовых пред­метов. Искусственно утяжеленные ручка для пись­ма, вилка, нож, зубная щетка существенно умень­шают амплитуду дискоординаторных размахов, уве­личивают точность движений. Это же относится к утяжеленному ботинку, а также грузу, одеваемому на спину при тренировке стояния и ходьбы. Даже некоторое утяжеление головного убора изменяет проприорецепцию шейных мышц, нормализуя шейно-тонические рефлексы и помогая не только вертикализации позы больного, но и улучшая по­вороты всего туловища на месте и в ходьбе.

Еще одним «работающим» приемом является усиление зрительной афферентации, применение так называемых «зрительных вех» (например, по­лосок или пятен на полу), по которым должна про­ходить траектория движений больного (рис. 31-6).

Гиперкинезы. Лечебная гимнастика направлена на уменьшение амплитуды насильственных движе­ний и их произвольное подавление. Так, одним из приемов является направленное обучение больно­го такому же тремору, в том же ритме и в той же амплитуде, в которых происходит его патологичес­кий непроизвольный тремор. Постепенно больной получает возможность произвольно, по своему же­ланию, останавливать дрожание или, по крайней мере, уменьшать его интенсивность.

При гипокинезиях осуществляют лечение поло­жением с целью изменения шейно-тонических свя­зей и позы всего тела. Для этого используют все­возможные вытяжения на подвесной дороге и на петле Глиссона (в положении сидя, стоя и при ходь­бе) (рис. 31-7).

Парезы мимической мускулатуры. Принципы ле­чебной физкультуры при поражении лицевого не­рва в значительной мере базируются на учете взаи­модействия мышц здоровой и пораженной стороны лица, т.к. мышцы здоровой половины лица растяги­вают и ослабляют паретичные мышцы, создают рез­кую функциональную и косметическую асимметрию. Постуральные упражнения осуществляются путем














Рис. 31-6 а. Работа с атаксией посредством усиления зритель­ной афферентации. Ходьба с уменьшением площади опоры.

^ Рис. 31-6 б. Обучение преодолению препятствия при атаксии и спастическом правостороннем гемипарезе.

521


Клиническое руководство по черепно-мозговой травме



Рис. 31-7. Динамическая поддержка головы и шеи с помощью подвесной дороги и петли Глиссона при обучении ходьбе.

притяжения здоровых мышц лейкопластырем к спе­циальному шлему-маске. Мышцы-антагонисты про­тивоположной больной стороны становятся свобод­ными, не испытывают противотяги мышц здоровой стороны, облегчается их функциональное участие в еде, разговоре, мимических реакциях (рис. 31-8). Ле­чебная гимнастика связана с обучением мышц здо­ровой и больной стороны дозированному напряже­нию и расслаблению, осознанному включению раз­личных мышечных групп в мимические реакции.

Легкий массаж направлен преимущественно на расслабление мышц здоровой стороны, на повы­шение тонуса и улучшение трофики в мышцах по­раженной стороны.



Рис. 31-8. Лечение положением Натяжение мышц левой (здоро­вой) половины лица и правой круговой мышцы глаза лейкоп­ластырем.

^ Нарушение функции глотания. Бульбарный или псевдобульбарный паралич при нарушении двига­тельной функции IX, X, XII пар черепных нервов проявляется в расстройстве функции глотания различной степени выраженности, от легкого по-перхивания до полной афагии. Восстановительные упражнения строятся с учетом прямых и рефлек­торных связей между мышцами шеи, гортани, языка и жевательными мышцами, содружествен­ные действия которых составляют глотательный акт.

Основные мышцы, лежащие выше подъязыч­ной кости, а также все жевательные мышцы ин-нервируются VII и V черепными нервами, а щи­товидно-подъязычная мышца — периферически­ми шейными нервами. Они не поражаются при булъбарном параличе. Активные напряжения этих мышц позволяют получить как прямые, так и «от­раженные» рефлекторные сокращения паретичных мышц гортани и глотки. Необходимы напряжения и других мышц головы и шеи, сокращение кото­рых вызывает рефлекторную деятельность паретич­ных мышц.

Сочетание различных упражнений с логопеди­ческими занятиями, медикаментозной терапией и дыхательными упражнениями в большинстве слу­чаев дает быстрый эффект (10, 20, 22).

Апраксин. Наибольшее значение проблема нару­шения праксиса приобретает у больных с черепно-мозговой травмой легкой и средней тяжести. При отсутствии парезов и нарушений чувствительности наблюдается «некоторая неловкость», усиливающа­яся при выполнении сложных двигательных актов (15). Больной вдруг замечает, что разучился печа­тать «вслепую», не может ловко шить иглой, завя­зать узелок на нитке без контроля зрения. Одна па­циентка рассказывала, что когда она несет в одной руке две сумки и ей надо переложить их в другую, то если она в этот момент не смотрит на свои руки («сделает автоматически»), одна из сумок обязатель­но падает на землю. Почти все целенаправленные двигательные акты начинают успешно осуществлять­ся только под контролем зрения (рис.31-9).

Занятия лечебной физкультуры начинаются с упражнений по восстановлению схемы тела. Каж­дый человек имеет представление об относитель­ной величине различных частей своего тела, их положении в пространстве и взаимосвязи. Представ­ления о схеме тела в совокупности с текущими кинестетическими ощущениями у здорового чело­века преобразуются в зрительные представления собственной позы, которые возникают без како­го-либо зрительного подкрепления, например, в

522

Реабилитация при черепно-мозговой травме








Рис. 31-9. Апраксин. Кинограмма задания «Положить руку в карман». А — без контроля зрения. Б — с контролем зрения

полной темноте. Эта схема тела нарушается у боль­ных с апраксией позы. На занятиях отрабатывают­ся понятия «вверх — вниз», «влево — вправо», «к себе — от себя», выполняются соответствующие движения по отношению к различным частям тела. Без контроля зрения больной находит на теле сим­метричные точки, например, локти левой и пра­вой руки. Искомые точки могут задаваться инст­руктором на теле больного тактильно, на рисунке-схеме тела человека и по вербальной инструкции. Запоминание и воспроизведение различных поз осуществляется также в три стадии, возрастающие по сложности, — по показу и под контролем отра­жения в зеркале, по рисунку, только по вербаль­ной инструкции. Параллельно с восстановлением схемы тела ведется работа по воссозданию слож­ных предметных действий, особое внимание уде­ляется пространственно-временным и ритмическим характеристикам их протекания (15)>

Здесь приведены примеры лишь малой части тех приемов и методов лечебной физкультуры, кото­рые используются в реабилитации больных, пере­несших черепно-мозговую травму. Показано, как меняется выбор этих воздействий в зависимости от характера двигательного дефекта. Далее следует

краткая характеристика других реабилитационных воздействий.

^ Медикаментозная терапия в реабилитации трав­матических больных может условно разделяться на три направления.

  1. Восстановление деятельности пострадавшего
    мозга (аминокислоты, ноотропы, антиоксиданты).

  2. Устранение посттравматических симптомов
    (антихолинэстеразные, противосудорожные, про-
    тивотонические препараты, лекарства, направлен­
    ные против экстрапирамидных дефектов — тремо­
    ра и ригидности).

  3. Неспецифическая общеукрепляющая и сти­
    мулирующая терапия (адаптогены, метаболики
    общего плана, витамины, ангиопротекторы).

Количество препаратов в каждой группе велико и продолжает расти с каждым годом. Аналитичес­кое искусство подбора индивидуальной терапии, учитывающей все составляющие клинической кар­тины больного и динамику ее изменения, во мно­гом определяется интуицией и опытом врача-реа-билитолога.

Физиотерапия используется для усиления фун­кциональных возможностей уцелевших элемен­тов нервной и мышечной систем, а также для

523

^ Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

симптоматического воздействия на такие прояв­ления заболевания, как боль, отек и пр. Выделя­ют следующие группы физиотерапевтических ме­тодов:

  1. постоянный электрический ток низкого на­
    пряжения (гальванизация, лекарственный элект­
    рофорез, электропунктура).

  2. импульсные токи постоянного и переменного
    направления (диадинамические токи, электросон,
    электростимуляция).

  3. магнитные поля (постоянное магнитное поле,
    низкочастотное переменное магнитное поле, им­
    пульсное магнитное поле низкой и средней час­
    тоты)

  4. электромагнитные колебания светового диа­
    пазона (инфракрасное излучение, ультрафиолето­
    вое излучение, лазерное излучение)

  5. аэроионы (аэроионотерапия, электроаэрозо-
    льингаляпия)

  6. механические колебания среды (ультразвуко­
    вые колебания, лекарственный фонофорез, виб­
    ромассаж).

  7. атмосферное давление (пониженное атмосфер­
    ное давление в условиях барокамеры, повышенное
    атмосферное давление с добавлением кислорода,
    или гипербарическая оксигенация).

Поскольку больной с нарушением движений в течение дня, как правило, получает несколько ре­абилитационных процедур, важным является их правильное распределение во времени. Например, любая обезболивающая или антиспастическая фи­зиотерапия, также как введение антихолинэстераз-ных препаратов должны проводиться примерно за час до занятия ЛФК. Тогда как электро- и виброс­тимуляция, введение энергетических препаратов и биогенных нейро стимуляторов являются самосто­ятельными процедурами и должны быть значитель­но отсрочены по времени от основного занятия ЛФК

Массаж улучшает кровообращение, лимфооб­ращение и окислительно-восстановительные про­цессы в мышцах, суставах и окружающих их тка­нях. Повышается возбудимость, сократимость и эластичность нервно-мышечного аппарата. Кроме того, массаж обращает внимание больного к его телу, корректируя и расширяя нарушенный сома-то-сензорный гнозис.

Важно отметить, что в нейрореабилитации все виды и приемы массажа должны оптимально соче­таться с проводимыми методиками кинезотерапии и другими лечебно-восстановительными меропри­ятиями. Лишь в этом случае возможно получить стойкие положительные результаты.

Мануальная терапия — это комплекс приемов ручного воздействия, при котором различные по­ложения тела больного используются для устране­ния функциональных нарушений двигательной си­стемы. Результатом воздействий является коррек­ция постурального дисбаланса мышц и неоптималь­ного двигательного стереотипа. Для закрепления положительных эффектов мануальной терапии ис­пользуются специальные упражнения лечебной физкультуры.

Рефлексотерапия — разнообразные способы раз­дражения рефлексогенных микрозон (точек акупун­ктуры). В качестве воздействующих агентов приме­няют растительные и минеральные вещества, элек-тропунктуру, механические, световые, звуковые, медикаментозные и другие средства. Наибольшее распространение получили воздействия при помо­щи акупунктурных игл (иглорефлексотерапия). До­казаны обезболивающие и стимулирующие адап­тационные процессы эффекты рефлексотерапии.

^ Ортопедия и протезирование. Наибольшее рас­пространение в настоящее время получила ортезо-терапия — лечение с помощью функциональных приспособлений, изменяющих состояние опорно-двигательного аппарата. К ним относятся различ­ные лечебно-профилактические шины, воротни­ки, туторы, корсеты, простейшие аппараты, пред­назначенные для временной надежной иммобили­зации отдельных сегментов опорно-двигательного аппарата, а также для компенсации функциональ­но неполноценных конечностей и частей тела. Ор-тезы используются для предотвращения развития контрактур, для увеличения объема движений в суставе или растяжения спазмированной мышцы. Эластичные тяги ортезов дают больному возмож­ность дозированно регулировать тягу по мере уве­личения объема движений в суставе (рис. 31-10). Ди­намические ортезы при помощи специального ме­ханизма замещают двигательную функцию пара­лизованных мышц: вслед за активным движением, совершаемым сохранной мышцей, происходит пас­сивное возвратное движение в направлении дей­ствия парализованной мышцы — антагониста.

Трудотерапия. Лечебно-тренирующая трудотера­пия направлена на нормализацию объема движе­ний в суставах, восстановление точности и коор­динированное™ тонких предметных движений и нарушенных схватов.

Особую ценность этот метод имеет в реабилита­ции больных с патологией движений верхних ко­нечностей. В отличие от методов лечебной физкуль­туры здесь могут быть заданы сложные серийные движения, которые выполняются больным само-

524

Реабилитация при черепно-мозговой травме














Рис. 31-10 а. Использование тутора при подготовке к ходьбе.

стоятельно (без присутствия методиста лечебной физкультуры) и имеют конкретный результат в виде изготовленного продукта. Больной совершает це­ленаправленные движения, а результат его усилий может быть объективно измерен. Важным аспектом проведения трудотерапии является точный биоме­ханический анализ выполняемых трудовых опера­ций, адекватность их тренирующих воздействий функциональному состоянию поврежденной конеч­ности.

31.2.2. Нарушения высших

психических функций

Возникающие в результате черепно-мозговой трав­мы нарушения речи, памяти, внимания, воспри­ятия, мышления и других высших психических функций могут быть скорректированы при по­мощи специального психолого-педагогического восстановительного обучения. Положение о принципиальной возможности восстановления по­страдавших в результате очагового поражения мозга психических функций было теоретически обосно­вано А.Р.Лурией (16, 17). Им были описаны внут­рисистемные и межсистемные перестройки фун­кциональных систем (перевод процесса на выс­ший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Применение нейропсихологической теории вос­становления высших психических функций на

Рис. 31-10 6. Ходьба в брусьях с использованием динамического ортеза.

практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эф­фективность.

В последующие годы продолжалось совершен­ствование теории и методов восстановительного обучения. К общим принципам восстановительно­го обучения относятся положения о необходимос­ти нейропсихологической квалификации дефекта, о выделении сохранных звеньев в психологичес­кой структуре функции и сохранных афферентных звеньев функциональной системы, опора на эти звенья и на сохранные формы деятельности в вос­становительной работе, внешнее программирова­ние восстанавливаемых процессов и др. Наиболее полно к настоящему времени разработаны методы реабилитации больных с нарушениями речи, чте­ния и письма (1, 2, 5,21, 25, 28).

Афазия — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях корковых отделов левого (у правшей) полушария и представляющее собой си­стемное расстройство различных видов речевой деятельности. Каждая форма афазии связана с на­рушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического про­цесса.

  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Клиническое руководство по черепно-мозговой травме

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Руководство по черепно-мозговой травме
Острый период черепно-мозговой травмы: хирургия, анестезия, интенсивная терапия, клинические формы
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon 2 минимально инвазивная хирургия при черепно-мозговой травме

Клиническое руководство по черепно-мозговой травме icon Мультимодальный физиологический мониторинг при тяжелой черепно-мозговой травме 8 мультимодальный

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина