Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк





Скачать 1.83 Mb.
Название Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк
страница 1/10
Ж. Г. Шабан
Дата 25.03.2013
Размер 1.83 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В МИКРОБИОЛОГИИ





Минск БГМУ 2010

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный медицинский университет

Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В МИКРОБИОЛОГИИ


Учебно-методическое пособие





Минск БГМУ 2010


УДК

ББК

С

Рекомендовано Научно-методическим советом университета

в качестве учебно-методического пособия 24.03.2010 г., протокол № 8


Авторы: канд. мед. наук, доцент Ж. Г. Шабан; канд. мед. наук, доцент В. В. Слизень; канд. мед. наук, доцент Т. А. Канашкова; канд. мед. наук, доцент И. А. Крылов

Рецензенты: зав. кафедрой биологии Белорусского государственного медицинского университета канд. мед. наук, доцент Э. В. Бутвиловский; доцент кафедры эпидемиологии Белорусского государственного медицинского университета канд. мед. наук А. М. Близнюк


Методы исследования в микробиологии: учеб.-метод. пособие/ Ж.Г. Шабан [и др.]. С – Минск: БГМУ, 2010. – с.


ISBN


Посвящено посвящено особенностям применения современных микробиологических методов исследования. Описаны виды биоматериалов и методы их забора для микробиологических исследований, техника выполнения методов, приведены критерии интерпретации результатов, контроль качества и стандартизация процедур, указаны преимущества и недостатки методов, изложены вопросы организации проведения микробиологического исследования.

Предназначено для студентов всех факультетов.

УДК

ББК

Учебное издание


Шабан Жанна Георгиевна

Слизень Вероника Вячеславовна

Канашкова Татьяна Александровна

Крылов Игорь Александрович


^ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В МИКРОБИОЛОГИИ


Учебно-методическое пособие

Ответственная за выпуск Т. А. Канашкова

В авторской редакции

Компьютерная вёрстка Н. М. Федорцовой

Корректор Ю. В. Киселёва


Подписано в печать 25.03.10. Формат . Бумага писчая «Снегурочка».

Печать офсетная. Гарнитура «Times».

Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 75 экз. Заказ .

Издатель и полиграфическое исполнение:

учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университ».

ЛИ №

ЛИ №

Ул. Ленинградская, 6, 20006, г. Минск.


ISBN Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2010

^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


Аг – антиген

АЛМИ – аллергологический метод исследования

Ат – антитело

БЛМИ – бактериологический метод исследования

БСМИ – бактериоскопический метод исследования

ВИЧ  вирус иммунодефицита человекка

ГЗТ – гиперчувствительность замедленного типа

ГНТ – гиперчувствительность немедленного типа

ИФА  иммуноферментный анализ

КОЕ  колониеобразующая единица

МБК  минимальная бактерицидная концентрация

МИК  минимальная ингибирующая (подавляющая) концентрация

п. о. – пара олигонуклеотидов

ПДАФ  полиморфизм длины амплифицированных фрагментов

ПП-ПЦР  полимеразная цепная реакция с использованием произвольных праймеров

ПЦР  полимеразная цепная реакция

ПЦР-ПДРФ  полиморфизм длины рестрикционных фрагментов

РА – реакция агглютинации

РИА – радиоиммунный анализ

РИФ  реакция иммунофлюоресценции

РН – реакция нейтрализации

РП – реакция преципитации

РПГА – реакция пассивной гемагглютинации

РСК – реакция связывания комплемента

РТГА – реакция торможения гемагглютинации

РТГАдс – реакция торможения гемадсорбции

СЛМИ – серологический метод исследования

УПМ – условно-патогенные микроорганизмы

ЭМ – электронная микроскопия

ЭСМИ – экспериментальный метод исследования


^ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАБОТЕ С БИОЛОГИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

Биологическую опасность, или риск для здоровья людей и окружающей среды, могут представлять инфицированные организмы или биологический материал, содержащий микроорганизмы или токсины биологического происхождения.

^ Биологическая безопасность – порядок осуществления лабораторных исследований и специальное оснащение микробиологических лабораторий, которые защищают персонал лабораторий и окружающую среду при работе с потенциально инфекционными микроорганизмами.

^ Уровень биобезопасности – уровень мер предосторожности, необходимых при работе с потенциально опасными биологическими агентами. Различают 4 уровня биобезопасности (табл. 1). В зарубежных странах более высокий номер уровня биобезопасности означает возрастающий риск при выполнении лабораторных исследований.

Таблица 1

Характеристика уровней биобезопасности

^ Уровень биобез-

опасности

Описание

Оснащение лабораторий

Микроорганизмы

1

(наиболее низкий)

Биологические агенты, которые обладают минимальным риском для персонала и окуружающей среды.

Не требуется специального оснащения. Должны быть приспособления для мытья рук, легко обеззараживаемые рабочие поверхности, прочная мебель, окна с противомоскитными сетками, отсутствие автоматической вентиляции, личная защитная одежда (перчатки, халаты), автоматические дозаторы, защита глаз и лица, автоклавы, безопасные центрифуги.

^ Agrobacterium radiobacter

Bacillus thuringiensis

Escherichia coli K12

Lactobacillus acidophilus Micrococcus leuteus

Pseudomonas fluorescens

Serratia marcescens


Aspergillus niger

2


Биологические агенты, обладающие потенциальным риском для персонала и окружающей среды. Часто вызывают серьёзные заболевания, эффективное лечение и профилактика которых доступны.

Оснащение соответствует классу 1. Требуются строгие меры предосторожности при проведении процедур, при которых могут создаваться инфекционный аэрозоль или брызги. Особые меры предосторожности применяют в отношении острых и режущих предметов.

^ Bacillus subtilis

Borrelia burgdorferi

Clostridium difficile Mycobacterium other than tuberculosis

Salmonella

Staphylococcus aureus (MRSA и VRSA)

Streptococcus pneumonia


в. гепатитов A, B, C

ВИЧ

в. гриппа A

в. кори

в. эпидемического паротита


прионы


генетически модифицированные организмы

3

Биологические агенты, которые могут вызывать серьёзные или потенциально летальные заболевания в результате ингаляционного заражения, в отношении которых существуют вакцины и способы лечения.


Боксы безопасности 2 класса

^ Bacillus anthracis

Coxiella burnetii

Mycobacterium tuberculosis

Rickettsia rickettsii

Salmonella typhi


в. атипичной пневмонии (SARS)

в. венесуэльского лошадиного энцефаломиелита

в. жёлтой лихорадки

в. лихорадки долины Рифт

в. лихорадки Западного Нила

в. лихорадки Пятнистых гор

в. натуральной оспы


Plasmodium falciparum Trypanosoma cruzi

4 (наиболее высокий)


Опасные и экзотические агенты, вызывающие тяжёлые заболевания, в отношении которых не разработаны вакцины и способы лечения.

Боксы безопасности 3 класса или «костюмы космонавтов» с автономной системой подачи воздуха.


Y. pestis

вирусы геморрагических лихорадок (в. крымской геморрагической лихорадки (вирус Конго), в. Ласса,

в. лихорадки Денге,

в. Марбург, в. Мачупо,

в. Хунин, в. Эбола,

Хантавирусы)

в. птичьего гриппа (H5N1)


В Республике Беларусь и России по степени опасности для человека и окружающей среды также выделено 4 группы возбудителей инфекционных заболевани, однако, наоборот, более низкий номер группы означает возрастающий риск при выполнении лабораторных исследований.

I группа – возбудители ООИ: чумы, натуральной оспы, геморрагических лихорадок (Ласса, Эбола и др.).

II группа – возбудители высококонтагиозных бактериальных, грибковых и вирусных инфекций: сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии, холеры, сыпного тифа, бластомикоза, бешенства, СПИДа, гепатитов В и С и др., ботулотоксины и столбнячный токсин.

III группа – возбудители других инфекций: коклюша, столбняка, ботулизма, туберкулёза, трихомониаза, малярии, лейшманиоза, гриппа, полиомиелита, герпесвирусы и др.

IV группа – условно-патогенные (возбудители газовой гангрены, клебсиеллы, стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, некоторые кандиды и аспергиллы, амебиаза, аденовирусы, ротавирусы, энтеровирусы и др.) и непатогенные микроорганизмы.

Аттенуированные штаммы возбудителей I–II групп относятся к микроорганизмам III группы патогенности, а аттенуированные штаммы III–IV групп – к IV группе патогенности.

Работа с материалом, содержащим микроорганизмы I–II групп патогенности, требует соблюдения строгих мер безопасности для предупреждения случаев внутрилабораторного заражения, выноса инфекции за пределы лаборатории и предупреждения контаминации окружающей среды, поэтому исследования проводятся в специально оборудованных режимных микробиологических лабораториях специально обученным и вакцинированным персоналом (если существуют вакцины).

Работа с материалом, содержащим микроорганизмы III–IV групп патогенности, регламентируется Санитарными правилами «Безопасность работы с микроорганизмами III–IV групп патогенности и гельминтами», которые приняты к исполнению на территории РБ Постановлением Главного государственного санитарного врача № 40 от 27.07.2000 года. Исследования проводятся в бактериологических лабораториях при лечебно-профилактических учреждениях и при центрах гигиены и эпидемиологии.

В зависимости от выполняемых исследований, микробиологические лаборатории подразделяют на диагностические, производственные и научно-исследовательские. В соответствии с типами микроорганизмов, изучаемых в микробиологических лабораториях, выделяют бактериологические, вирусологические, микологические и протозоологические лаборатории.

В зависимости от уровня безопасности работы с микроорганизмами микробиологические лаборатории подразделяют на четыре группы риска.

I группа – лаборатории особого режима (максимально изолированные) с высоким индивидуальным и общественным риском.

II группа – режимные лаборатории (изолированные) с высоким индивидуальным и низким общественным риском.

III группа – базовые (основные) лаборатории с умеренным индивидуальным и ограниченным общественным риском.

IV группа – базовые (основные) лаборатории с низким индивидуальным и общественным риском.

На практических занятиях студенты работают с микроорганизмами IV группы патогенности. Учебный практикум кафедры микробиологии считается учебной микробиологической лабораторией, где необходимо соблюдать следующие правила:

1. В помещение бактериологической лаборатории нельзя входить без специальной одежды - медицинского халата и шапочки, запрещается приносить в практикум верхнюю одежду. Запрещается посещение студентов, работающих в лаборатории, посторонними лицами. Каждый студент должен работать на закреплённом за ним рабочем месте. Во время работы в лаборатории следует соблюдать тишину, порядок и чистоту.

2. В помещении бактериологической лаборатории категорически запрещается принимать пищу, курить, использовать косметические средства. Ежедневная тщательная уборка помещения производится влажным путём с применением дезинфицирующих жидкостей.

3. В каждой группе назначается постоянный дежурный студент, который осуществляет контроль за поддержанием чистоты и порядка студентами группы на рабочих местах.

4. Всё необходимое для работы на занятии (чашки, пробирки, пипетки, бактериальные петли) студенты берут на специальном столе, туда же ставится выполненная на занятии работа. Пробирки и чашки с инфицированным материалом обязательно подписывают (характер материала, название культуры, дата, № группы, ф. и. о. исследователя). После окончания работы рабочее место должно быть приведено в полный порядок.

5. Перед выполнением работ и после завершения необходимо вымыть руки с мылом. Весь материал, поступающий в лабораторию, должен рассматриваться как инфицированный.

Работа с биоматериалами проводится в резиновых перчатках. Запрещается прикасаться к биоматериалу и микробным культурам руками.

Если контакт с кровью или другими биологическими жидкостями произошел с нарушением целостности кожных покровов (укол, порез), пострадавший должен:

– снять перчатки рабочей поверхностью внутрь;

– выдавить кровь из раны;

– обработать повреждённое место (70% спиртом, или 5% йодом, или 3% раствором перекиси водорода, или другим разрешенным антисептиком);

– руки вымыть под проточной водой с мылом;

– на рану наложить пластырь;

– надеть напальчник;

– при необходимости продолжить работу, надев новые перчатки.

При отсасывании жидкого материала необходимо пользоваться резиновыми грушами, при этом пипетки должны быть закрыты ватными тампонами. Пипетирование ртом строго запрещено!

6. Посевы проводят у спиртовки, фламбируя при этом края пробирок, петли, шпатели!

Запрещается держать вблизи работающих спиртовок легковоспламеняющиеся материалы и вещества, оставлять без присмотра работающие спиртовки. Перед зажиганием спиртовки необходимо удостовериться, что её корпус исправен, фитиль выпущен на нужную высоту и распущен, а горловина и держатель фитиля сухие. Фитиль должен плотно входить в направляющую трубку держателя (иначе возможна вспышка паров внутри спиртовки и взрыв). Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя зажигать одну спиртовку от другой. Гасить спиртовку нужно, накрывая пламя фитиля колпачком, если это невозможно – залить водой. Задувать пламя запрещается.

7. При работе с биоматериалами необходимо пользоваться инструментами (петлями, шпателями, пинцетами, иглами). Инструменты, имевшие контакт с инфицированным материалом, фламбируются в пламени спиртовки, или полностью погружаются в емкости с дезраствором.

По окончании работы использованная стеклянная посуда и ватно-марлевые пробки сбрасывается в раздельные биксы. Ежедневно посуда, в которой содержался инфицированный материал, поступает в мойку после предварительной стерилизации автоклавированием.

8. Окрашивание препаратов проводится в специально отведённых местах. Отработанные предметные стёкла помещаются в эксикатор.

9. Микроскоп – точный оптический прибор, требующий строгого соблюдения правил работы с ним:

– поднимают конденсор до уровня предметного столика;

– открывают диафрагму;

– регулируют яркость встроенного осветителя или освещают поле зрения при помощи зеркала (при малой освещенность используют вогнутое зеркало, при достаточной – плоское);

– на предметное стекло с окрашенным препаратом наносят каплю иммерсионного масла, в которую под контролем глаза осторожно погружают объектив;

– поднимая тубус, смотрят в окуляр и вначале макро-, а потом микровинтом устанавливают чёткое изображение объекта;

– по окончании работы поднимают тубус, снимают препарат, марлевой салфеткой удаляют иммерсионное масло с фронтальной линзы объектива;

– микроскоп ставят в шкаф.

9. При аварии с посудой, содержащей инфицированный материал, или проливании жидкого инфицированного материала надо сообщить преподавателю. Немедленно проводится дезинфекция контаминированных поверхностей и предметов:

– осколки стекла помещают в бикс,

– на место аварии наносят дезраствор, время экспозиции 5–10 мин,

– затем дезраствор вытирают влагопоглощающей тканью.

Проводят антисептическую обработку контаминированных частей тела – мытьё с мылом.

10. При работе с электрооборудованием и электроприборами запрещается проверять наличие напряжения пальцами, переносить включённые приборы, находящиеся под напряжением, пользоваться неисправным элекрооборудованием и электропроводкой. При нарушении правил работы с электрооборудованием и электроприборами возможно поражение людей электрическим током и возникновение пожара.

11. В начале каждого семестра преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с микробными культурами, биоматериалами, спиртовками и электроприборами. Инструктаж фиксируется в журнале личной подписью студента и заверяется подписью преподавателя.

ВНИМАНИЕ! С целью профилактики внутрибольничных инфекций запрещается посещение занятий на клинических базах в халате, в котором студент работал в микробиологической лаборатории!


^ ЗАБОР, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА МАТЕРИАЛА

ДЛЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вид исследуемого материала зависит от цели исследования. При микробиологической диагностике клинический материал забирается из организма больного и/или носителя, при проведении эпидемиологического анализа - дополнительно исследуются пробы из объектов внешней среды (воды, воздуха, почвы, продуктов питания, смывы с предметов, инвентаря).

Для качественного проведения лабораторной диагностики важное значение имеет правильное взятие материала, правильное приготовление мазков и производство посева. Посев от каждого больного должен сопровождаться одновременно приготовлением двух мазков из того же очага, откуда сделан посев. Качество окраски мазков в значительной степени зависит и от их приготовления: материал в мазках должен быть расположен равномерным, тонким слоем, но в то же время содержать достаточно материала для исследования.

Выделения, жидкости и ткани организма (гной, мокроту, кровь, испражнения, рвотные массы, мочу, содержимое полостей зева и носа, промывные воды бронхов и желудка, ликвор, выделения из половых органов, трупный материал), содержащие наибольшее количество возбудителя. В каждом случае учитывают особенности предполагаемой инфекции, место максимальной локализации возбудителя и пути его выделения в окружающую среду. Материал для исследования берут, соблюдая правила асептики. Для повышения качества лабораторной диагностики необходимым условием является взятие материала до начала антимикробной терапии или после 1–2 суточного перерыва в ней. Игнорирование этого обстоятельства может обусловить отрицательные результаты исследования.

Гной, серозно-гнойный экссудат (внеклеточную жидкость, накапливающуюся в тканях или серозных полостях), некротические массы берут из закрытых очагов пункцией шприцем, из открытых – пипеткой, шприцем, сухим тампоном, ложечкой Фолькмана, желательно из глубины патологического очага, после очистки от поверхностных масс. Гной лучше брать в пробирку с МПБ, можно просто в стерильную пробирку, в количестве 1 мл (при подозрении на анаэробную инфекцию желательно взять 8–15 мл). Из гноя сразу же делается мазок и посев во избежание лизиса бактерий.

Слизь из зева и носа исследуют при подозрении на дифтерию, менингококковую инфекцию, ангину, коклюш или другие респираторные заболевания. Материал берут стерильным тампоном.

Мазок из зева берут натощак или не ранее, чем через 2 часа после полоскания, питья или еды под визуальным контролем с использованием шпателя. Корень языка придавливают книзу и кпереди шпателем, держа его левой рукой, а правой рукой осторожно вводят в ротовую полость тампон и снимают налёт, не касаясь тампоном слизистых оболочек рта, языка, зубов. Лучше всего снять налёт или слизь на границе поражённого участка, где возбудителей больше и жизнеспособность их выше.

Перед взятием слизи из носа необходимо предложить больному высморкаться или очистить нос сухим ватным фитилем и удалить корки. Тампон вводят в каждую ноздрю, плотно прикасаясь всеми сторонами его к стенкам и перегородке носа. Полученный материал с тампона немедленно высевают на плотные питательные среды, а также наносят на предметное стекло, подсушивают и направляют в лабораторию.

Мокроту забирают на раннем этапе болезни, утром, натощак. Если мокроты выделяется мало, секрецию её можно усилить ингаляцией тёплого гипертонического или щелочного раствора, назначением бронхолитиков. Для снижения контаминации мокроты микрофлорой глотки и полости рта их многократно прополаскивают стерильной водой или физраствором. После этого больной откашливает мокроту в стерильную банку и сразу же закрывает её стерильной крышкой.

При поступлении на исследование мокроты особое внимание следует обратить на оценку качества доставленного образца. Критериями пригодности мокроты для бактериологического исследования является наличие более 25 сегментоядерных лейкоцитов и не более 10 эпителиальных клеток в поле зрения при просмотре, как минимум, 20 полей зрения мазка, окрашенного по Граму.

Промывные воды бронхов (бронхо-альвеолярный лаваж) забирают (при отсутствии мокроты или параллельно с ней) специально или в сочетании с лечебными процедурами. Больной тщательно ополаскивает глотку и полость рта стерильной водой или физраствором. Под контролем гортанного зеркала в дыхательные пути вводят 4 мл физраствора. Откашливаемое содержимое собирают в стерильные широкогорлые банки.

Кровь исследуют при отсутствии или неясности локальных очагов, исследование лучше проводить в начале болезни или в разгаре. При транзиторной бактериемии выявить возбудителя в крови с помощью бакпосева иногда не удаётся. Для повышения выявляемости возбудителя кровь следует брать во время озноба или на высоте лихорадки. Следует помнить, что озноб и лихорадка – наиболее частые явления, побуждающие к выделению гемокультуры, обычно запаздывают на 30–90 мин по отношению к эпизоду бактериемии, поэтому исследование должно проводиться неоднократно.

Чтобы избежать влияния бактерицидных свойств крови, её необходимо разводить большим количеством среды, примерно в соотношении 1:10. Обычно берут 10 мл крови и засевают в 90 мл жидкой среды (сахарный, сывороточный или желчный бульон). Среда выбирается в зависимости от биологических особенностей возбудителя предполагаемой инфекции. Переливать кровь из шприца во флакон с питательной средой надо над пламенем спиртовки, предварительно сняв иглу. Посев отправляют в лабораторию, вечером и ночью его помещают в термостат. При отсутствии питательной среды кровь берут в стерильную пробирку с соблюдением тех же правил.

Сыворотка или плазма крови для серологического исследования берется натощак. Накануне взятия крови необходимо исключить физические нагрузки, приём алкоголя, жирной пищи и психологические стрессы. За час до взятия крови исключается курение. Во время взятия обследуемый должен

находиться в положении сидя или лёжа.

Для серологического исследования достаточно 1 мл сыворотки (плазмы) или 2 мл крови.

Кровь берут в чистую, сухую, пластмассовую или стеклянную пробирку. При необходимости транспортировки отделяют сыворотку или плазму, которые тотчас замораживают. При постановке серологических реакций возможны повторные замораживания и оттаивания (дефростации) сывороток до 3 раз при хранении их при -200С. После размораживания сыворотку или плазму следует тщательно перемешать.

^ При работе с кровью следует строго соблюдать рекомендации по предотвращению заражения ВИЧ и парентеральными вирусными гепатитами !!!

Ликвор (8–10 мл) берут при спинно-мозговой пункции в две пробирки: для биохимического анализа и для бактериологического исследования при подозрении на менингит, нейросифилис.

Рвотные массы собирают в стерильные банки с притёртыми крышками и нейтрализуют 10% Na2CO3.

Промывные воды желудка (20–50 мл) собираются в стерильную ёмкость после промывания желудка стерильным физраствором без добавления антисептиков (натрия гидрокарбоната, калия перманганата и др.).

Испражнения исследуют при подозрении на кишечные инфекции (брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерию, сальмонеллёзы, эшерихиозы и др.). Испражнения (2–3 г) берут стерильным деревянным шпателем или стеклянной палочкой из судна, горшка или непосредственно из прямой кишки с помощью ватных тампонов, металлических петель или через трубку ректоскопа. В судне или горшке не должно оставаться следов дезинфектанта, для чего их необходимо тщательно промыть горячей водой. Нужно стремиться взять слизь, гной, фибринные плёнки и избегать примесей крови в связи с её бактерицидным действием. Взятие материала из rectum не зависит от числа дефекаций и может быть проведено в любой момент. Больного просят лечь на бок с приведёнными к животу бёдрами и ладонями развести ягодицы. Петля или тампон осторожным движением вводится в задний проход на глубину 5–6 см и также осторожно вынимается. Лучше всего сразу же сделать посев материала на питательную среду. Если это невозможно, материал с петли или тампона смывают в пробирку со стерильным физраствором и отправляют в лабораторию.

Желчь (10–20 мл) забирают во время дуоденального зондирования. В отдельные пробирки собирают все три порции желчи (А, В и С). Конец зонда предварительно обрабатывают спиртом, затем после выделения 1–2 мл желчи (для исследования не используется) наполняют пробирки непосредственно через зонд или с помощью стерильного шприца. При наличии кислой реакции (примеси желудочного сока), хлопьев, белесоватого оттенка жидкости материал считается непригодным.

Мочу (20–30 мл) собирают в стерильную, плотно закрывающуюся посуду при помощи стерильного катетера после предварительного обмывания половых органов с мылом и ополаскивания их стерильным физраствором.

У мужчин допустим сбор мочи при естественном мочеиспускании после туалета наружных половых органов. Для посева используется вторая порция мочи. Мочу, взятую при естественном мочеиспускании, засевают только на элективные среды.

Выделения из половых органов.

У мужчин исследуют отделяемое уретры (выделения из мочеиспускательного канала и парауретральных ходов), а также центрифугат свежевыпущенной первой порции мочи.

Перед взятием материала из мочеиспускательного канала больной не должен мочиться в течение 4–5 часов для накопления в уретре достаточного количества отделяемого слизистой оболочки. Головку полового члена в области наружного отверстия уретры протирают стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным изотоническим раствором хлорида натрия. Так как в свободно стекающей капле из уретры возбудителей можно обнаружить не всегда, первые капли свободно стекающих выделений, появляющихся при надавливании на уретру, удаляют, а последующие наносят на предметные стекла и делают мазки или используют для посева на питательную среду. При скудных выделениях или при их отсутствии предварительно проводят массаж уретры, а затем - соскоб со слизистой её передне-боковых стенок с помощью ложки Фолькмана, тупой ушной ложки или желобоватого зонда, а для посева - с помощью бактериологической петли. Для этого дистальная часть полового члена берётся между третьим и четвёртым пальцами левой руки, указательным и большим той же руки раздвигаются губки наружного отверстия уретры. Тупая ложка или петля вводится в мочеиспускательный канал примерно на 3–4 см и лёгким поскабливанием берётся соскоб. Материал из парауретральных ходов (при их поражении) получают при надавливании на них.

У женщин исследуют соскобы со стенок влагалища в области заднего свода, переднебоковых стенок уретры, отделяемое шейки матки (цервикального канала). Из парауретральных ходов и больших вестибулярных желез материал забирают по показаниям.

Перед взятием мазков область уретры и парауретральных ходов вытирают сухим стерильным тампоном. Затем уретру массируют пальцем со стороны влагалища, прижимая её к лобковой кости. Ложку Фолькмана, тупую ушную ложку или желобоватый зонд вводят вглубь уретры на 1,5–2 см, стараясь получить отделяемое лёгким поскабливанием передней и боковых стенок уретры. Манипуляцию проводят осторожно, чтобы не поранить слизистую.

После того, как шейка матки открыта в зеркалах и протерта сухим ватным тампоном, отделяемое забирают длинным гинекологическим пинцетом, вводя его в цервикальный канал на глубину 1 см и захватывая отделяемое со стенок канала.

Если при надавливании на переднюю часть уретры появится отделяемое из парауретральных ходов, его собирают ложечкой Фолькмана и делают мазки. Секрет для изготовления мазков из большой вестибулярной железы осторожно выдавливают пальцами, один из которых введен во влагалище, а другой располагается снаружи на нижней трети большой половой губы.

Во второй половине беременности материал из цервикального канала берут без ввода пинцета в канал.

^ У девочек исследуют отделяемое слизистой оболочки уретры, влагалища и прямой кишки. Методика взятия материала та же, что и у женщин, только материал из влагалища берут осторожно, без зеркал, ушной ложкой или желобоватым зондом через гименальное отверстие.

Значительно повышают выявляемость возбудителей урогенитальных инфекций повторные анализы, особенно с использованием провокаций, а также применение культурального метода в комплексе с другими методами исследования. Обследование женщин лучше проводить во время менструации, или за 2–3 дня до её начала, или через 2–3 дня после её окончания, так как менструация является физиологической провокацией и вероятность обнаружения возбудителей в этот период возрастает.

При хронических воспалительных процессах необходимо делать мазок-соскоб со слизистых мочеполового тракта (для исследования на хламидии, микоплазмы, уреаплазмы). Мазки, в которых обнаружены возбудители, должны сохраняться в лаборатории 3 месяца.

При показаниях (указание на ректальногенитальный или орогенитальный контакт) исследуют материал из прямой кишки, глотки и миндалин. Из анального канала прямой кишки материал для лабораторного исследования берут путём соскоба со слизистой оболочки и её складок с помощью тупой ложки Фолькмана. Можно использовать и метод промывных вод: через катетер с двойным током, введенный на глубину 4–6 см, нижний отдел прямой кишки промывают водой комнатной температуры или изотоническим раствором натрия хлорида (60–80 мл). Из воды вылавливают комочки гноя и слизи, которые затем наносят на одно предметное стекло и растирают другим, либо производят посев.

Биоптаты тканей. Их исследование актуально при гранулематозном воспалении, связанном, например, с туберкулёзом или бластомикозом.

Трупный материал забирается при вскрытии, вид его определяется нозологической формой. Поверхность внутренних органов прижигают раскалённым пинцетом, затем вырезают кусочки органов 1–2 см3. Взятие и транспортировку материала при подозрении на ООИ (холера, чума и др.) производят по специальной инструкции.

^ Особенности взятия материала при подозрении на анаэробную инфекцию.

Этиологическую роль облигатных анаэробов предполагают при наличии следующих признаков:

  1. неприятный запах отделяемого вследствие продукции анаэробами летучих жирных кислот (описывают как фекальный, для клостридий характерен запах прогорклого масла);

  2. гнилостный характер поражения (мёртвые ткани в виде бесструктурного детрита серого или серо-зелёного цвета);

  1. экссудат серо-зелёный или чёрный, содержит маленькие капельки жира;

  2. наличие газа в тканях (синдром крепитации);

  3. развитие инфекции на фоне лечения аминогликозидами;

  4. близость очага к местам естественного обитания анаэробов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк 616. 3-092 (075. 8)

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк 611. 831. 81 (075. 8)

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк 616-092. 19-097 (075. 8)

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк 616. 36-002-092 (075. 8)

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк 616. 981. 711-036. 22-084 (075. 8)

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск, бгму 2010

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2009 удк 616. 8-092 (075. 8)

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2009 удк 616-056. 3-071 (075. 8)

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск бгму 2008 Удк 613. 2-099-057. 3 (075. 8)

Учебно-методическое пособие Минск бгму 2010 удк icon Учебно-методическое пособие Минск 2010 удк 616. 379-008. 64: 618. 2(075. 9)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы