|
Скачать 6.35 Mb.
|
Муниципальное образование город Ноябрьскмуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Теремок» муниципального образования город Ноябрьск МБДОУ «Теремок» 629828 г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский, ул.70 лет Октября 14, тел. 37-41-50, тел./факс 37-31-50 E-mail: [email protected] ОКПО 52536069, ОГРН 1028900704601, ИНН/КПП 8905026754/890501001
^ дошкольного образования «Мозаика» (срок реализации программы – 5 лет)
г. Ноябрьск 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ЧАСТЬ 1 (обязательная) 1.1.Организация режима пребывания детей в ДОУ……………………………………… 1.1.1.Организация режимных процессов в ДОУ…………………………………… 1.1.2.Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ……………………………… 1.1.3.Модель воспитательно-образовательного процесса ДОУ…………………… 1.2.Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы 1.2.1 Учебный план…………………………………… 1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей………………………………………………………………………………………… 1.3.1. «Здоровье»……………………………………………………………… 1.3.2. «Физическая культура» ……………………………………………………………… 1.3.3 «Социализация» ……………………………………………………………… 1.3.4. «Труд». …………………………................................................................... 1.3.5 «Безопасность» ………………………………………………………………… 1.3.6 «Чтение художественной литературы» ……………………………………………. 1.3.7. «Коммуникация»…………………………………………………………………… 1.3.8. «Познание». ……………………………………………………………………… 1.3.9 «Музыка» ………………………………………………………………………… 1.3.10. «Художественное творчество» ………………………………………………… 1.4. Содержание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи…………………………………………………… 1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы 1.6. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования…………… ЧАСТЬ 2. Вариативная 2.1. Региональный компонент ДОУ…………………………………………………… 2.2. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста…………………………………….................................................................................. 2.3. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………… 2.4. Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания (адаптационный клуб)…………………………………………………………… 2.5. Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.5.1. Управление реализацией Программы (органиграмма)……………………… 2.5.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды…………………… 2.5.3. Инновационная деятельность учреждения 2.5.4. Сотрудничество с семьей……………………………………… 2.5.5. Преемственность в работе ДОУ и школы …………………………… 2.5.6. Взаимодействие с социальными партнёрами……………………………… Приложение ^ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозаика» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Теремок» муниципального образования город Ноябрьск (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе. ^ для разработки Программы МБДОУ «Теремок» является;
Программа дошкольного образования основывается на положениях: 1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста; 2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования; 3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования. ^
1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;
Важнейшим условием эффективности Программы является определение ее ценностных ориентиров. На основе анализа результатов педагогической деятельности, потребностей родителей, социума определены цели и задачи. ^ - Обеспечить реализацию воспитательной, образовательной и оздоровительной системы, направленной на осуществление комплексного подхода в воспитании и развитии личности ребенка, полноценного проживания детьми периода дошкольного детства. ^ 1. Укрепление и сохранение физического и психического здоровья каждого ребенка, их физического развития и эмоционального благополучия. 2. Создание условий для разностороннего развития ребенка, обеспечивающего физическую и психологическую готовность к школьному обучению. 3. Создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей детской деятельности. 4. Оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого воспитанника. 5. Взаимодействие с семьей в рамках осуществления полноценного развития ребенка. 6. Повышение профессионального мастерства педагогов. Программа предполагает исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы. В качестве адекватных дошкольному возрасту форм работы выступают: экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. ^ – развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения Показателями Программы являются:
^ является сформированность интегративных качеств ребенка: физических, личностных, интеллектуальных, возникающих в виде новообразований к концу каждого возрастного периода ^ - наличие высоквалифицированного кадрового потенциала в ДОУ; - материально-техническое оснащение ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований; - создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов ДОУ, микрорайона. В МБДОУ «Теремок» воспитываются дети в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет. Функционирует 5 групп: - 1 младшая (с 2 до 3 лет) – 1 группа; - 2 младшая (с 2 до 3 лет) – 1 группа; - средняя (с 4 до 5 лет) – 1 группа; - старшая (с 5 до 6 лет) – 1 группа; - подготовительная (с 6 до 7 лет) – 1 группа. ^ представлен следующим образом: Классификация семей по социальным признакам:
^
^
^
МБДОУ имеет высокий кадровый потенциал, обеспечивающий режим стабильного развития. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают 13 педагогов, из них воспитателей - 9, музыкальных руководителя - 1, инструктор по физической культуре – 1. Основная часть педагогов имеет достаточный уровень базового образования, где 3 педагога (23%) - имеет высшее образование, 10 педагогов (77%) - среднее специальное, где квалификационную категорию имеет 12 педагогов (92%), из них: 2 (17%) - имеет первую квалификационную категорию, 10 (83%) – вторую квалификационную категорию, что оказывает эффективное влияние на качество воспитательно-образовательного процесса. Для реализации целей Программы в ДОУ созданы оптимальные материально- технические условия: во всех возрастных группах организованы специальные центры для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, опытнической, двигательной. Все центры оснащены необходимым материально-техническими ресурсами. В ДОУ оборудованы: медицинский, физиотерапевтический, процедурный кабинеты, изолятор, музыкально- спортивный зал, комната «Здоровичок». Выделено специальное помещение для коррекционной работы с детьми: кабинет педагога-психолога. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная развивающая среда в группах, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений – как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом. При проектировании развивающей среды учитывалась и ее динамичность. В пределах общего пространства оформлена система кабинетов, отражающих содержание разнообразных видов детской деятельности. В ДОУ имеются: - центр Гражданской обороны, - центр ПДД «Дорога глазами детей», - центр ППБ «Мир безопасности», - центр детского творчества «Чудеса мастерства», - центр познавательного развития «Ямал», - центр Российской символики, - картинная галерея, - экологический центр «На лесной опушке» (на улице), - уличный игровой уголок «Мир сказок». В ДОУ созданы условия для безопасного пребывания участников воспитательно - образовательного процесса: детский сад оборудован охранной и пожарной сигнализацией, дистанционными кнопками тревожной сигнализации. ^ МБДОУ «Теремок» - социально-личностное развитие дошкольников Образовательный процесс МБДОУ отличают: организационные, национально-культурные, демографические, климатические и другие особенности. Содержание Программы сформировано с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямало–Ненецкого автономного округа и сезонно-климатических условий. При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. ^ на методологических подходах и принципах к проблеме развития психики ребенка: 1. Качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже). Постулирует, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи. 2. ^ (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже). Психика имеет логику своего развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур. 3. ^ (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже). Учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. 4. ^ (Л.С.Выготский). Рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В рамках этого подхода развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». 5. ^ (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец). Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. ^ - Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. - Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому. - Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве. - Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец). 6. ^ (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов). В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. Комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, обеспечивает соединение образовательных областей в единое целое. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен календарь праздников, который обеспечивает:
Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. ^
Обязательная часть Программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Обязательная часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса и другие разделы:
^ Программы отражает:
Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 20% общего объема Программы. Основным аспектом является интегрирование образовательных областей Программы: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка «Художественное творчество». ^ «Здоровье» Необходимыми условиями решения одной из главных задач МБДОУ по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей. Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей. Основные задачи психолого-педагогической работы:
|