|
Скачать 1.82 Mb.
|
Министерство здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк – 2008 УДК 616.314 (075.5) Проф. Педорец А.П., проф. Косарева Л.И., доц. Шабанов В.Н., доц. Татаренко Л.Л., доц. Исакова Т.И., доц. Хоружая Р.Е., доц. Крапивин С.С., доц. Чепурняк О.Н., асс. Рося М.Н., асс. Пиляев А.Г., асс. Сюзяева Л.В., асс. Юровская И.А., асс. Исаков С.В., асс. Гребенюк В.И. Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов. – Донецк, 2008. – 129 с. В методических указаниях для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов приведены задания для определения исходного уровня знаний- умений, графические структуры тем, диагностические и тактические алгоритмы, источники информации, наборы заданий для проверки достижения целей обучения, короткие методические указания по работе на практическом занятии. Рецензенты:
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького. Протокол № 7 от 30.10.2008 г. Кафедра терапевтической стоматологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького. ^ Актуальность темы. Кариес зубов – наиболее распространенное заболевание человечества. При своевременной диагностике и лечении кариеса удается приостановить дальнейшее прогрессирование процесса и не допустить его осложнений. Тот факт, что кариесом поражено практически все население планеты, определяет не только его клиническое, но и социальное значение. Пораженность населения кариесом столь значительна как в экономически развитых странах, так и среди населения развивающихся стран, что заставляет рассматривать профилактику заболевания как одну из важнейших проблем стоматологии. Цель (общая): Уметь установить окончательный диагноз начального, поверхностного, среднего, глубокого кариеса и провести лечение, составлять схему организации кариеспрофилактики для конкретной группы населения, учитывая индивидуальные особенности каждого человека.
Задания для проверки исходного уровня знаний-умений. Задание 1. Больной 35 лет, обратился к врачу-стоматологу по поводу застревания пищи между зубами на нижней челюсти слева. Ранее к стоматологу не обращался. Определите необходимую последовательность обследования больного.
Эталон ответа: С. Задание 2. Врач-стоматолог проводит объективное обследование дефекта твердых тканей зуба. Определите необходимую последовательность объективного обследования зуба.
Эталон ответа: А. Остальные задания решить самостоятельно. Задание 3. Больному 23 лет был поставлен диагноз: острый средний кариес 45 зуба. Какая будет рентгенологическая картина тканей верхушечного периодонта при этом?
Задание 4. Больному 30 лет при лечении кариеса 36 зуба использовали серебряную амальгаму. Какие физико-химические свойства материала обосновали выбор врача-стоматолога?
Задание 5. Определите показатель средней интенсивности кариеса в группе студентов из 10 человек при следующих показателях КПУ: 1 - 3, 2 - 0, 3 - 6, 4 - 5, 5 - 1, 6 - 9, 7 - 12, 8 - 4, 9 - 7, 10 - 2.
Задание 6. Показатель структурно-функциональной кислотоустойчивости эмали у пациента 16 лет равен 2. Какому уровню резистентности эмали отвечает этот показатель?
Источники информации, необходимые для формирования базисных знаний-умений:
Перечень теоретических вопросов, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности:
Информацию, необходимую для изучения темы, можно найти в следующих источниках: Основная литература.
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения. Задание 1. Пациент 16 лет обратился к стоматологу с жалобами на косметический дефект в 11, 21, который появился три месяца назад. Объективно: на вестибулярной поверхности в пришеечной области 11, 21 зубов белые пятна с матовой поверхностью. При окрашивании метиленовым синим пятна окрашиваются в синий цвет. Какой наиболее вероятный диагноз?
Эталон ответа: D. Задание 2. При проведении профилактического осмотра женщины 40 лет в пришеечной области 23 выявлен дефект твердых тканей в пределах пигментированной эмали с широким входным отверстием. При зондировании эмаль плотная, безболезненная. Реакция на холод, перкуссию отрицательна. Укажите наиболее вероятный диагноз.
Эталон ответа – В. Остальные задания решите самостоятельно и проконтролируйте на практическом занятии. Задание 3. Врач-стоматолог проводил лечение хронического глубокого кариеса 35 зуба у женщины 22 лет. Кариозная полость расположена на апроксимально-дистальной поверхности, ниже межзубного десневого сосочка. Врач проводил пломбирование методикой "сендвича". Совокупность каких материалов следует использовать согласно данной методике?
Задание 4. Врач-стоматолог проводил лечение острого глубокого кариеса у женщины 20 лет. (3 класс по Блэку), используя при пломбировании полости стеклоиономерный цемент. Какое осложнение возникнет в этом зубе после лечения?
Задание 5. Показатель структурно-функциональной резистентности эмали у пациента 16 лет равен 10. Какой прогноз в отношении заболевания кариесом можно предположить?
Задание 6. При проведении профилактических мероприятий в училище врач-стоматолог назначил ученику 16 лет профилактику кариеса с помощью адаптогенов, Какой метод профилактики был предложен в данном случае?
Краткие методические указания к работе студентов на практическом занятии. В начале занятия, после определения актуальности темы, цели занятия, преподавателем проводится проверка исходного уровня знаний-умений с помощью тестовых заданий. После самостоятельного решения каждым студентом тестов проводится тщательный разбор каждой клинической ситуации, акцентируется внимание на допущенных ошибках, аргументируется правильный ответ. В дополнении и коррекции неправильных ответов активно принимают участие все студенты. Самостоятельная работа студентов предусматривает прием больных с кариесом зубов. Во время приема студент целенаправленно выясняет у больного жалобы, анамнез заболевания, проводит осмотр и инструментальные методы обследования слизистой оболочки полости рта, причинного зуба, выделяет наиболее информативные признаки данной патологии (ведущий клинический синдром), проводит дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями с помощью диагностического алгоритма, анализирует результаты дополнительных методов исследования. В результате обстоятельного клинического разбора с помощью преподавателя в присутствии всех студентов группы устанавливается окончательный диагноз, намечается план и проводится лечение. Студент с помощью преподавателя демонстрирует методы оценки состояния зубов и уровень их кислотоустойчивости с целью определения групп риска заболевания кариесом по методике Виноградовой Т.Ф. и ТЭР, составляет индивидуальную схему профилактики кариеса этому пациенту, определяет кратность повторных осмотрев и курсов профилактики. Студент заполняет амбулаторную карту стоматологического больного. В конце занятия подводятся итоги: анализируются допущенные ошибки, оценивается проведенный студентом разбор больного, проведенные манипуляции. Оценивается проведенный заключительный тестовый контроль и подводится общий итог, выставляются оценки. Граф логической структуры темы: "Диагностика, дифференциальная диагностика и методы лечения и профилактики кариеса зубов". Кариес Острый начальный Острый средний Острый глубокий Хронический средний Хронический глубокий ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Острый поверхностный ![]() ![]() ![]() ![]() Хронический начальный ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Хронический поверхностный ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Жалобы ![]() ![]() ![]() Боли от химических раздражителей, быстро проходящие Боли от температурных раздражителей, быстро проходящие ![]() ![]() ![]() ![]() Косметический дефект Наличие полости в зубе ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Беспокоят месяцы, годы, со временем увеличиваются полости в зубах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Анамнез заболевания Объективное обследование Осмотр ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Полость в пределах плащевого дентина ![]() ![]() Коричневое пятно ![]() ![]() ![]() Полость в пределах околопульпарного дентина ![]() ![]() ![]() Полость в пределах светлой, деминерализованной эмали Полость в пределах пигментированной эмали Белое матовое пятно ![]() Зондирование ![]() ![]() Болезненно в области эмале-водентинной границы, дентин светлый, размягченный ![]() ![]() ![]() ![]() Безболезененно ![]() ![]() Болезненно в области всего дна, дентин светлый, размягченный ![]() Болезненно Безболезненно, дентин дна, стенок, плотный пигментированный ![]() ![]() Термометрия ![]() ![]() Безболезненна Болезненна, быстро проходящая ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Безболезненна ![]() ![]() Отрицательна Перкуссия Отрицательна ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Дополнительные методы исследования Витальное окрашивание Окрашивается раствором метиленового синего Не окрашивается Не окрашивается Люминисцентное Гашения в месте пятна Изменений нет Негативна Трансиллюминация Тень в месте пятна Изменений нет Негативна Электроодонтодиагностика 2-6 мкА 2-6 мкА 2-15 мкА Rö-дигностика Дифференциальная диагностика Гипоплазия Флюороз Эрозия эмали Клиновидный дефект Острый очаговый пульпит Некроз твердых тканей Тактика лечения С сохранением размяг-ченного дентина на дне Лечебная и изолирующая прокладка Изолирующая прокладка Пломба ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Препарирование Пломбирование В пределах здоровых тканей В пределах здоровых тканей ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Изменений в периодонте нет Изменений в периодонте нет ![]() Хронический пульпит Хронический периодонтит Реминерализующая терапия Сошлифовывание + рем. терапия ![]() ![]() ![]() |