|
Скачать 3.53 Mb.
|
Управление Образования города Кунгура МАОУ СОШ №18 Из опыта работы учителя ОБЖ МОУ СОШ №18 Дорониной Ольги Васильевны «Формирование основ здорового образа жизни ». г.Кунгур – 2011г. Содержание Введение. Теоретико-методический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы.
1.3 Разработка программы дополнительного образования формирования ЗОЖ и применение её в образовательном учреждении. Заключение. Библиографический список Введение Глубокие социально-экономические преобразования в нашей стране обострили противоречие между растущей потребностью общества в активных здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. По различным данным, в настоящее время в России абсолютно здоровыми можно считать только 10-18% школьников. По данным НИИ «Гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук», установлена следующая динамика распределения детей по группам здоровья:
Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, пола, возраста), так и от факторов окружающей среды, социально – экономического положения общества. Среди 11 факторов, выделенных гигиеной, ведущее значение имеет психологический климат семьи, здоровье матери, наличие вредных привычек у родителей. Особое значение имеет фактор внутришкольной среды. Он определяет так называемые «школьные болезни». Впервые о них заговорили ещё в XIX веке, когда было замечено влияние на здоровье детей светового, воздушно – теплового режимов, подбора учебной мебели. В настоящее время дополнительно сформировались новые «школьные болезни»: – интенсификация обучения; переход на новые формы обучения, дефекты методов преподавания; – учебный стресс, до 80% учащихся в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса; – снижение двигательной активности и ярко выраженная гипокинезия школьников. В современной школе каждые второй имеет морфофункциональные отклонения, а 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Поэтому не случайно проблема здоровья детей стала предметом профессионального интереса широкого круга специалистов, работающих в области медицины, психологии, педагогики и других социальных наук. Подавляющее большинство людей склонны перекладывать ответственность за собственное здоровье на медицину, не желая изменять своё поведение, зачастую и приводящее к тем или иным заболеваниям. В связи с этим одним из главных направлений концепции является задача увеличить число людей, приверженных здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранить и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни. В деле формирования здорового образа жизни - дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходит усвоение основных объёмов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Однако сам ребёнок не всегда может обеспечить соответственный способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов и общественности. ^
На состояние здоровья людей оказывают влияние многие факторы: снижение уровня жизни, ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в материальном положении и воспитательном потенциале семьи, увеличение количества людей, находящихся в местах лишения свободы и др. проведённые исследования (Г.К.Зайцев, Ю.Л.Лисицин и др.) показали, что здоровье человека зависит на 20% от наследственности, на 20% - от окружающей среды, на 10% - от состояния здравоохранения и на 50% - от образа жизни. Таким образом, наибольшее влияние на состояние здоровья человека оказывает его образ жизни. Традиционно забота о здоровье детей всегда была в центре внимания российской педагогики. В современной педагогике задачи формирования здорового образа жизни рассматриваются в контексте физического и нравственного воспитания, воспитания экологической культуры, личностного ориентированного обучения, здоровьесберегающей педагогики, гуманистической парадигмы образования. В русле гуманистической педагогики проблема воспитания здорового образа жизни решается за счёт создания условий, сохраняющих здоровье. А также через организацию различных воспитательных мероприятий. Весьма важным является вопрос о сущности понятия «здоровый образ жизни», так как попытки выделить доминирующие составляющие этого понятия могут привести к однобокому рассмотрению проблемы. Так, Гиппократ в категории «здоровый образ жизни» основным элементом считал физическое здоровье человека, а Демокрит – приоритетным считал духовное начало. Научное толкование категории «здоровый образ жизни» можно дать только через изучение двух его составляющих: «здоровье» и «образ жизни». В настоящее время имеется значительное количество определений здоровья, в зависимости от направлений и отраслей медицинской науки. Но чаще всего, здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В то же время, учёными предлагается другое определение здоровья, в основе которого предложено не состояние, как абстрактное благополучие, а динамические изменения, то есть процесс жизненного цикла, связанного с реализацией своих потребностей в социально – трудовой активности, репродуктивности при максимальной продолжительности активной жизни. Выделяются следующие компоненты здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное здоровье. Основными факторами здоровья являются: личная гигиена; рациональное питание; оптимальное сочетание работы и отдыха или режима дня; двигательная, интеллектуальная и творческая активность; отказ от вредных привычек. Учёными признано, что повышение уровня индивидуального здоровья – это не только лечение, профилактика, но, прежде всего, - увеличение потенциала организма за счёт формирования его резервов. В наибольшей степени этому способствует образ жизни, адекватный индивидуальности человека. Здоровый образ жизни – это способы деятельности людей по сохранению и улучшению своего здоровья как условия и предпосылки развития других сторон и аспектов образа жизни. Таким образом, здоровый образ жизни – это, с одной стороны, форма, с другой – условие реализация других сторон образа жизни человека. Сегодня зависимость здоровья от образа жизни ни у кого не вызывает сомнения. Так, Н.М.Амосов в книге «Преодоление старости» пишет: «Думаю, что главная причина болезней – неправильный образ жизни: неполноценное питание, отсутствие закаливания, физическая детренированность, психические перегрузки, не отработанные физкультурой стрессы… Все внешние вредности на фоне этих поведенческих факторов действуют с утроенной силой, создавая впечатление, что именно от них развиваются болезни и умирают люди». Здоровый образ жизни является культурологическим понятием. Как известно, в личностном плане культура – это уровень развития и реализация сущностных сил человека, его способностей и дарований, который проявляется в способах деятельности. Здоровый образ жизни является составным компонентом базовой культуры личности. ^ Никто не будет отрицать, что современная школа находится в поиске новых моделей обучения, которые направлены на всестороннее развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных психо – физиологических и интеллектуальных возможностей. На наличие школьных факторов риска и здоровье детей указывают разные авторы, в частности, М.М. Безруких (1990), В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин (1999); Г.Н. Сердюковская, Л.М. Сухарева, Б.З. Воронова, Г.А. Шартаткина (2000) и др. Так, М.М. Безруких (1990) на основании проведённых исследований не только выделил школьные факторы риска, но и проранжировал их по значимости и силе влияния: 1. Стрессовая педагогическая тактика. 2. Интенсификация учебного процесса. 3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. 4. Нерациональная организация учебной деятельности. 5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. 6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Сейчас назрела необходимость объявить современную школу центром здоровья для детей. «Школьная система является идеальным каналом для формирования здоровья учащихся. Опыт, накопленный отдельными школами за последние годы, показал, что идея содействия здоровью успешно проникает во все аспекты школьной жизни …» (Сухарев А.Г.). Каждая школа здоровья: – осуществляет образование в области здоровья, реализуемое через логическое сопровождение учебно – воспитательного процесса; – создаёт систему вовлечения учащихся, учителей и родителей в программу укрепления здоровья через приобщение к здоровому образу жизни; – в управленческой деятельности руководствуется пониманием здоровья как определителя содержания, форм и методов педагогической деятельности, так же как критерия эффективности учебно – воспитательного процесса; – обеспечивает взаимодействие сфер образования и здравоохранения, формирование у молодёжи культуры и ценности здоровья через использование педагогических и медицинских технологий, в основе которых лежит личностно – ориентированный подход. Н.Н. Шарова, определяя стратегию развития образовательного учреждения как школы здоровья, точно формулирует принципы деятельности её коллектива: – установка на индивидуализацию образовательного процесса; – интегративный характер медико – педагогических действий; – активная жизненная позиция участников учебно – воспитательной работы, формирующая установку личности на ценность здоровья; – соблюдение алгоритма развития школы здоровья: сбор и анализ информации, создание банка данных, коррекция учебно – воспитательного процесса по содержанию и формам (программа «Здоровье»), выбор и разработка оценочных критериев (программа опытно – экспериментальной работы). В образовательных учреждениях в последние годы получила определённое развитие деятельность по формированию здорового образа жизни школьников (Аканов А.А., Сейдуманов С.Г., М.О. Мирзабеков; Д.Н. Давиденко, П.В. Половников, Ю.Ю. Глушков; М.Я. Виленский; В.И. Жолдак; «Материалы к конференции «Образование и здоровье» – из опыта работы образовательных учреждений г. Владимира»; «Образование и здоровый образ жизни»; В.Ю. Салов; Б.Н. Чумаков и др.). Формирование здорового образа жизни, как справедливо замечает В.И. Жолдак, – это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей: 1) законотворчество; 2) образование (приобретение знаний) и обучение (овладение умениями, способностью применять полученные знания); 3) воспитание и социализация личности, куда входят интериализация и самоинициирование, распредмечивание ценностей ЗОЖ; 4) формирование общественного мнения и активизация субъективных предпосылок массового осуществления ЗОЖ – выявление, определение и повышение социального престижа ЗОЖ, воздействие на интересы, ценностные ориентации и мотивацию людей средствами массовой информации и коммуникации с целью пропаганды, агитации и рекламы ЗОЖ. Принципы в обучении здоровью (В.И. Баль): 1. Основам здорового образа жизни нельзя учить так же, как географии, отвлечённо, абстрагировано. 2. В разработке стратегии и подходов к обучению здоровью необходимо учитывать собственный опыт детей. 3. Необходимо в этом процессе максимально использовать детский потенциал – готовность к восприятию этих знаний и готовность детей к собственным действиям в защиту здоровья. 4. В процессе обучения всячески побуждать и поддерживать детскую инициативу в помощи здоровью. 5. Учителя (прежде всего, те кто преподаёт этот предмет) должны быть не проводниками этих знаний, а их носителями. Только тогда дети будут относиться с доверием ко всему тому, что хочет передать им учитель (курящий учитель вряд ли может воспитывать неприятие курения). 6. Должна быть создана система финансирования новой идеологии в отношении к здоровью в педагогическом образовании. Бесспорно, что проведённый мной краткий анализ направлений деятельности образовательных учреждений не отражает всё разнообразие подходов, имеющихся на территории России, но важно отметить то, что есть сегодня люди, которые по государственному понимают проблему здоровья нации и вносят свой вклад в процесс решения столь важной и сложной задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения. ^ Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников есть актуальная педагогическая задача. Здоровье вместе с другими составляющими личности: умом, чувствами, волей, способностями образует её единство и целостность. Использование в технологиях обучения и воспитания игровых методов и приёмов, оптимальное сочетание их с другими методами повышает учебную мотивацию учащихся, способствует менее затратному (без напряжения) достижению учебных задач. Игра – один из ведущих видов деятельности человека, не занявший достойного места в образовательном процессе. Ей присущи психотерапевтические функции, позволяющие изменить отношение человека к себе. В проектировании образовательной технологии важно учитывать эмоциональный фактор, психологическую составляющую методов обучения. Необходимо учить ребят регуляции своих усилий, направленных на выполнение учебных задач. В этом может помочь психо – физическая тренировка как средство совершенствования своих физических и психических способностей. Чаще её используют учителя физической культуры, хотя велики возможности всех учебных предметов. Воля помогает успешнее решать учебные задачи и проблемы, связанные со здоровьем. Направления деятельности по формированию здорового образа жизни у детей: 1. Определение исходных показателей состояния соматического и психологического здоровья детей. Оценка морфофункционального состояния позволяет установить уровень биологического возраста. Кроме этого, необходимо проведение анализа заболеваемости и данных медицинских осмотров, а также сопоставление всех полученных данных. 2. Рациональная организация двигательной активности детей. Известно, что обязательная, организованная двигательная активность детей в школьном возрасте не должна быть менее 6 часов в неделю. Только при этом происходит нормальное физическое развитие и повышается уровень физической подготовленности (развиваются физические способности и качества (гибкость, равновесие, быстрота бега, устойчивость, ловкость, прыгучесть, скорость простой реакции, выносливость, точность движений и т.д.). 3. Организация здорового питания. Общеизвестно, что, питаясь здоровой пищей, люди могут избежать многих заболеваний и продлить свою жизнь, оставаясь здоровыми. В данном направлении больше потерь, чем достижений. Главными проблемами являются: – обеспеченность продовольствием; – безопасность пищевых продуктов; – здоровый режим питания. 4. Соблюдение эргономических требований при формировании режима деятельности образовательных учреждений. 5. Воспитание высокой санитарной культуры, навыков личной гигиены как средства активного отношения человека к своему здоровью. 6. Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказываются на состоянии здоровья детей и подростков и населения в целом. ^ «Формирование основ здорового образа жизни ». По виду: модифицированная, т.е. совпадает с примерной, но отличается нестандартностью результатов обучения и воспитания. ^ ориентационная, т.е. основное значение связано с формированием ЗОЖ; информационная, т.е. учитель предоставляет в распоряжение каждого обучаемого информацию в области ЗОЖ. ^ познавательная, т.е. учитель знакомит, углубляет, расширяет знания в области ЗОЖ, формирует потребность в ЗОЖ. ^ общекультурная, т.е. предполагает удовлетворить познавательный интерес, расширить его информативность в области ЗОЖ, обогатить навыки общения и приобрести умения при оказании первой медицинской само и взаимопомощи, приобрести умения совместной деятельности в различных ситуациях. ^ использование активных форм и методов обучения (лекции, практические занятия, экскурсии, проблемное обсуждение, уроки-тренинги, уроки-моделирования). ^ формирование ЗОЖ. Задачи программы:
Методы обучения:
В освоении программы основными принципами являются:
Условия реализации программы: для успешного функционирования программы была определена система условий, среди которых выделены организационные, психологические, методические и педагогические.
- организацию практико-ориентированного характера изучения предмета «Валеология», позволяющего наиболее рационально и эффективно формировать ЗОЖ; ^ должны способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции, мотивационно-ценностному отношению к действиям в различных жизненных ситуациях, активизации и формированию жизненно значимых личностных качеств учащихся. ^ выражаются в практической реализации современных принципов организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Применительно к обучению школьников младшего звена ЗОЖ основными принципами являются: принцип гуманистической направленности, непрерывности и преемственности в обучении, практичности, научности, прочности, доступности, наглядности, сознательности и активности, сочетания индивидуальных и коллективных форм работы. 4. Методические условия представлены системой дидактических средств, в которых нами выделяются: процессуальные и коммуникативные. ^ дидактическим средствам отнесены:
^ представлены тремя основными компонентами: субъект-субъектное взаимодействие, основанное на диалогическом взаимодействии по схеме «учитель - учащийся», «учащийся - учащийся», способствующее выработке у учащихся рефлексирующего типа общения; субъект-объектное взаимодействие, предполагающее работу учащихся с различного рода источниками информации, средствами обучения, образцами продуктов деятельности, способствующее формированию умения самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию; полисубъектное взаимодействие, представляющее собой сложную систему коммуникативных связей, по ходу реализации которой осуществляется индивидуальная и групповая мотивация, достигаются цели самовыражения и общие цели, формируются активная позиция и убежденность, активизируются процессы становления личности, воспитывается толерантность и уважение мнения каждого участника взаимодействия. Планирование предусматривает включение в учебную программу одно занятие в неделю, а в течение учебного года 34 занятия. Каждое занятие включает в себя, как правило, три основных момента:
^
^
^
^
^
^ 1 класс. |